С 1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения законодательства в части маркировки рекламы. Что изменилось в работе рекламного рынка, и как теперь вести документацию? Разбираемся с юристом российского сервиса email-рассылок DashaMail Александрой.
Предыстория: около года назад был принят Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, но в силу вступили данные изменения с «01» сентября 2022г. Есть мнение, что данные изменения приняты с целью обеспечения прозрачности рекламы и цифровизации всех процессов.
Что такое маркировка рекламы?🤨
Это токен, некий идентификатор, размещаемый на любых рекламных материалах в сети Интернет, который представляет собой пометку «реклама» и указание идентификатора рекламодателя, это могут быть данные компании ООО «Ромашка», указание сведений о ИНН, ОГРН, адресе месте нахождения или ссылка на сайт, где данная информация размещена.
Теперь вся реклама в сети должна иметь токен (идентификатор), кроме этого, необходимо такую маркировку получить от Роскомнадзора (РКН) посредством обращения к ОРД (оператору рекламных данных) и впоследствии отчитываться.
Пока в качестве потенциальных кандидатов на роль ОРД выступают OZON, Яндекс, VK и прочие, к которым предъявляются специальные данные. Всего их семь. Обратиться возможно в любое ОРД, допустимо, что рекламное агентство обратится в одно ОРД, рекламодатель – в иное. При поступлении в РКН информация объединится.
Для распространения рекламы необходимо получить ID у ОРД путем регистрации личного кабинета.
Например, Яндекс проводят семинары по регистрации личного кабинета, получения ID. Предполагается, что каждый ОРД опишет алгоритм регистрации взаимодействия участников рынка.
💸ОРД после прохождения тестового периода будут брать плату за передачу данных в РКН, размеры пока неизвестны.💸
После получения токена на рекламу далее необходимо показать всех участников цепочки рекламной деятельности, включая предоставления договоров и условий, где была размещена реклама, на каких условиях.
На кого распространяется закон о маркировке рекламы?
Новые требования распространяются на:
- рекламодателей,
- рекламораспространителей,
- операторов рекламных систем.
Кроме маркировки, эти субъекты должны будут передавать в Роскомнадзор отчеты о рекламе, размещенной в интернете.
Информация о товарах (работах, услугах), акциях, проводимых мероприятиях, которая размещается на сайте или на страницах в социальных сетях самого производителя или продавца не является рекламой (Письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15). Следовательно, на такие объявления новые требования не распространяются.
Доступ к информации, которая поступает в РКН, будут иметь также ФАС и ФНС.
РКН хранит полученную информацию о рекламе не менее 5 лет (предельный срок хранения информации не установлен).
❗️Ответственность
Специальной ответственности на данный момент нет.
Но имеется общая статья: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, предусматривающая штраф за нарушение законодательства в сфере рекламы в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей за каждый факт нарушения.
Переходный период обозначен с 01 сентября по 01 ноября 2022 г., в течение которого заявляется, что штрафовать не будут и позволят рынку привыкнуть к нововведениям.
❌Исключения
Рекламодатель может не подавать информацию о рекламе, если:
- он обладает исключительным правом на объект рекламирования, и (или)
- он является изготовителем / продавцом товаров, которые являются объектами рекламы;
- обязанность по подаче отчетности о рекламе предусмотрена договором между рекламодателем и рекламораспространителем / оператором рекламных систем.
Однако это не освобождает рекламодателя от обязанности по передаче «личной» информации.
Требованиям о маркировке исключаются также следующие способы:
- email-рассылки;
- push-уведомлений существующим клиентам;
- социальной рекламы;
- рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах в интернете.
Качественный сервис email-маркетинга по доступной цене! Удобный редактор для создания эффективных писем, планировщик отправки, авторассылки, детальная статистика и аналитика. Дружелюбная и отзывчивая техническая поддержка.
Что делать сейчас?
- Проанализировать всю рекламу на предмет ее относимости к новым требованиям и маркировке, а также относимости к рекламе в принципе.
- Проанализировать действующие договоры на предмет исключения рисков
- Просмотреть все договоры с рекламными агентствами, рекомендуется поручать рекламным агентствам вносить в реестр и маркировать рекламу
- Внести изменения в договор и первичные документы
- Отслеживать разъяснения РКН, иных органов на предмет применения изменений к рассматриваемому закону
В случае если компания не распространяет/не производит рекламу, попадающую под требования о маркировке рекламы, или занимается деятельностью, не подпадающей под рекламную деятельность, то необходимо изучить договорные условия, чтобы исключить риски.
1. Нельзя писать в договоре «Оказание рекламных услуг, создание рекламы и прочее», но подразумевать под этим не рекламную деятельность.
2. Примерная формулировка 1:: «заказчик является рекламодателем в понимании ФЗ “О рекламе”. Оказание услуг по договору не подразумевает перехода к Исполнителю статуса рекламопроизводителя, рекламораспространителя и/или рекламодателя»
3. Примерная формулировка 2: «рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем по договору выступает ООО «Ромашка» (ОГРН , адрес: ). Ответственность за соблюдения ФЗ О Рекламе, включая требования о маркировке рекламы лежат на рекламодателе. В случае предъявления каких-либо требований, исков, претензий к Исполнителю, Заказчик обязуется самостоятельно и за свой счет урегулировать все возникшие споры. В случае если Исполнитель понесет или должен понести какие-либо убытки и потери, связанные с данными требованиями третьих лиц, Заказчик обязуется их компенсировать в течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента получения соответствующего требования по электронной почте. Основанием для компенсации убытков Исполнителя в рамках настоящего договора могут выступать требования государственных органов и/или органов государственной власти, а также претензии третьих лиц».
4. В первичных документах изменить формулировки с рекламной деятельности на оказание услуг.
Нормативно-правовое регулирование:
- Федеральный закон от 02.07.2021 N 347-ФЗ (ред. от 14.07.2022) “О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”
- Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 “Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций”.
- Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 974 “Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами рекламных данных и лицами, указанными в части 3 статьи 18.1 Федерального закона “О рекламе”, включая порядок, сроки и формат предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” рекламе”.
- Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р <Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором.