Существует несколько типов email-рассылок. Среди них можно выделить сервисные (технические) и рекламные. В первых запрещена реклама, поэтому они не попадают под ФЗ-38 “О рекламе”: для отправки таких писем не требуется получения предварительного согласия подписчика на них, в них не нужна ссылка отписки. Примеры: чеки, подтверждение регистрации, восстановление пароля, double opt-in письмо и т.д. Для отправки таких писем DashaMail предлагает отдельное API и отдельные тарифы.

В этой же статье мы разберем основные требования, установленные законодательством России к рекламным email-рассылкам. Для начала уточним, что является непосредственно рекламной рассылкой.

Так как закон не устанавливает ограничений по способу, форме и средствам распространения рекламной информации, то любая рассылка по электронной почте, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке будет являться рекламной (Федеральный закон “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ).

Важно, что такая информация является неперсонализированной, адресована не какому-то конкретному лицу, а любому лицу, которое может ею воспользоваться. Просто проставление в рассылке имени подписчика не делает неопределенный круг лиц определенным. И если одно сообщение содержит и информационный текст, и текст, направленный на привлечение внимания к продукту, услуге, такое сообщение также будет признано рекламным.

Какие основные требования к рекламной email-рассылке?

1. До осуществления рассылки необходимо получить согласие на обработку персональных данных подписчика

Необходимо отметить, что данное требование относится ко всем email-рассылкам, так как при их осуществлении происходит обработка персональных данных лиц подписчиков.  Согласие на обработку персональных данных подписчики дают непосредственно организации. Требования к такому согласию установлены Законом о персональных данных (Федеральный закон “О персональных данных” от 27.07.2006 N 152-ФЗ).

Если организация намерена воспользоваться услугами подрядчиков для рассылки электронных писем, то она обязана проинформировать об этом подписчиков. Кроме того, в случае необходимости важно получить согласие владельца персональных данных на трансграничную передачу.

Поручая обработку персональных данных (ПД) подрядчику, важно знать, как он обеспечивает защиту персональных данных, имеет ли место трансграничная передача данных, соблюдены ли в таком случае требования по предварительному уведомлению и получению согласия на то Роскомнадзора.  

DashaMail не осуществляет передачу персональных данных иностранным государствам, наши сервера находятся на территории РФ, и мы обеспечиваем надлежащую защиту персональных данных в соответствии с законодательством РФ. Это подтверждается наличием нас в реестре операторов по обработке персональных данных и имеющимся аттестатом соответствия требованиями по защите информации ФСТЭК.

В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект, который предусматривает оборотные штрафы до 500 млн за нарушение законодательства в области персональных данных. Высокая цена ошибки требует более внимательного отношения в том числе и при выборе подрядчиков, которым вы планируете передавать клиентские данные. И речь не только о сервисах рассылок, но и СRM, CMS и других системах, где фигурируют персональные данные граждан РФ.

Не всегда бизнес может достоверно понять соответствует ли то или иное IT-решение требованиям российского законодательства. Чтобы повысить осведомленность рынка о необходимости правильного хранения и обработĸи персональных данных граждан нашей страны в полном соответствии с заĸоном, строго на территории России и устранения рисĸов утечĸи данных в недружественные страны была учреждена Ассоциация компаний по защите и хранению персональных данных. Ассоциация будет проверять и выдавать знаĸ ĸачества ĸомпаниям, подтвердившим надлежащую обработĸу данных ĸлиентов без их передачи за рубеж, взаимодействовать с государством в области заĸонодательных инициатив, минимизирующих рисĸи утечĸи персональных данных граждан РФ в недружественные страны и заниматься другими вопросами, связанными с защитой ПД.

2.  До осуществления рассылки необходимо получить согласие подписчика на получение им рекламной рассылки

Рассылка по электронной почте допускается только при условии предварительного согласия подписчика на ее получение. Отсутствие согласия на получение рекламных рассылок является одной из самых частых проблем и ошибок. Такое согласие также необходимо отличать от согласия на обработку персональных.

Согласие на получение рекламы должно быть получено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать лицо (подписчика, абонента, адресата), которое дало это согласие, но и подтвердить его волеизъявление на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Доказать, что согласие было получено, обязан рекламораспространитель.

Согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера (например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют и др.) не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”).

Рекламные сообщения, распространение которых происходит без предварительного согласия получателя, являются СПАМом. Предусмотрен достаточно серьезный штраф за такие рассылки, который совсем скоро еще увеличится с принятием поправок в КоАП РФ.  С 17 апреля 2024 года в КоАП РФ появляется новый состав — несоблюдение требований к рекламе, которую распространяют по сетям электросвязи. Должностное лицо оштрафуют на сумму от 20 тыс. до 100 тыс. руб., а компанию — от 300 тыс. до 1 млн руб. (ч. 1. ст. 14.3. КоАП РФ).

3. Маркировка и email-рассылки

С появлением ст. 18.1 в ФЗ-38 “О рекламе” была введена обязанность маркировать рекламную информацию, распространенную в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. К исключениям относится  информация о рекламе о собственных товарах рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, распространяемой указанными рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем и (или) лицами, входящими в одну группу лиц с такими рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, посредством ее направления на адреса электронной почты, а также в виде электронных сообщений, направляемых с использованием сети “Интернет” группам пользователей (Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р (ред. от 20.12.2022) «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором»).

ФАС России и РКН в ответах на частные запросы также разъясняли, что рассылка по электронной почте не считается распространением рекламы в сети интернет. Это реклама, распространяемая по сетям электросвязи, поэтому маркировать её не нужно.

На данный момент нет четких и обоснованных разъяснений и требований законодательства относительно рассылок с рекламой товаров или услуг третьих лиц. Рынок и интернет-сообщество рекомендует маркировать такие партнерские рассылки, а именно: делать пометку «Реклама» и указывать реквизиты рекламодателя; если рекламируется совместный продукт – указывать свои реквизиты и партнера. В отсутствии прямого регулирования в превентивных целях считаем, что такие действия будут не лишними.

4. Рекламная рассылка по электронной почте должна соответствовать общим и специальным требованиям, установленным к рекламе

Общие требования установлены статьей 5 Закона о рекламе, а именно: реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Следуя этим правилам в рассылках запрещается:

Полный перечень требований изложен в статье 5 Закона о рекламе.  

Специальные требования касаются рекламы отдельных видов товара

Приведем некоторые из них:

Реклама алкогольной продукции (ст. 21 Закона о рекламе):

Рекламная рассылка алкогольной продукции не запрещена, за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции, а также вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда и вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в государствах – членах Евразийского экономического союза из выращенного на территориях соответствующих государств – членов Евразийского экономического союза винограда.

Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

При этом реклама алкогольный продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины (ст. 24 Закона о рекламе)

Информация в рекламных рассылках о лекарственных средствах не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

Реклама рецептурных препаратов (методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка) в форме электронной рассылки не допускается (п. 8 ст. 24 Закона о рекламе).

Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25 Закона о рекламе).

Рассылки с рекламой биологически активных добавок и пищевых добавок не должны:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. 

Иные требования установлены статьей 25 Закона о рекламе.

Реклама продукции военного назначения и оружия (ст. 26 Закона о рекламе)

Рекламная рассылка в отношении продукции военного назначения и оружия запрещается.


Требования к рекламе других видов товара и услуг: финансовых услуг и финансовой деятельности, ценных бумах, цифровых финансовых активов, услуг по заключению договоров ренты, не ограничиваясь указанным перечислением, подробно регулируются главой 3 Закона о рекламе.

Реклама отдельного вида товара или услуги может иметь свою специфику, поэтому важно быть в курсе требований и соблюдать их там, где возможно, чтобы не получать штрафы.

Последствия нарушения требований к рекламе

За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность согласно ст. 14.3. Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение законодательства о рекламе», санкции по которой для юридических лиц установлены от пятисот тысяч рублей и выше, в зависимости от состава.

Гражданская ответственность. Подписчик вправе обратиться в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда за нарушение законодательства о рекламе. Размер компенсации определяет такое лицо. Суд по заявлению другой стороны вправе снизить.

email-рассылка закон о рекламе законодательство правовое регулирование
Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Даша Савицкая
2024-02-15
Поставьте оценку
Загрузка...
Подпишись на рассылку новостей
Только полезная и актуальная информация без спама