Одна из наиболее частых трудностей на пути к реализации полноценной email-стратегии – совместная работа отделов маркетинга и IT. Ведь маркетологу для сегментации и автоматизации рассылок нужна готовая интеграция внутренних систем бизнеса с сервисом рассылок. Будем откровенны, IT-отдел не любит отвлекаться на запросы маркетологов, а маркетологам бывает сложно сформулировать задачу на языке программистов. Для того, чтобы сделать email-маркетинг максимально независимым от IT, мы в DashaMail работаем над созданием готовых модулей интеграций с наиболее популярными CRM и CMS системами. Кстати, если у вас есть пожелания к разработке новых приложений с нужными вам платформами, обязательно пишите нам.

Качественный сервис email-маркетинга по доступной цене! Удобный редактор для создания эффективных писем, планировщик отправки, авторассылки, детальная статистика и аналитика. Дружелюбная и отзывчивая техническая поддержка.
Все системы, с которыми мы уже успели поработать, уникальны и обладают своими особенностями. Поэтому подрядчиков для реализации интеграций мы выбираем с узкой специализацией под конкретную платформу. Кроме того, для нас важно, чтобы подрядчик понимал задачи конечного пользователя, email-маркетолога. Предпочтения также отдаем тем разработчикам, которые уже работают в DashaMail и ведут клиентов в нашем сервисе. Именно так было и в случае создания модуля интеграции с CMS 1С-битрикс.
Компания .mpmstudio специализируется на работе с интернет-магазинами на 1С-битрикс и более 5 лет уже использует сервис DashaMail. Высокая экспертность одновременно и в маркетинге, и разработке, и дизайне оказалась весомым конкурентным преимуществом. Ведь все эти области переплетаются в email. Мы пообщались с основателем компании Максимом Коротаевым, и он рассказал о том, какой функционал модуля интеграции с CMS 1С-битрикс он реализовал и почему.
– Максим, привет! Расскажи сначала о том, почему и как ты начал пользоваться сервисом DashaMail?
Привет. Свой первый проект на Даше я начал вести в 2019 году. Выбрал тогда его исключительно из-за цены. Но затем оценил и многие другие фишки сервиса. Например, очень удобно, что есть возможность очень гибко настраивать права доступов для разных субаккаунтов.
Правда, по некоторым проектам я долгое время ещё продолжал работать и на Sendpulse до его блокировки. В основном использовал его для отправки транзакционных писем, так как в нём было удобно следить за статистикой, хотя в Даше все эти данные тоже есть, просто в менее привычном для меня виде. Кстати, в модуле интеграции DashaMail с 1С-битрикс мы первым делом реализовали возможность быстрого подключения Даши к CMS для отправки сервисных писем.
– Об этом тоже поговорим, но давайте сначала в целом о модуле. Ведь у Даши был уже и до этого модуль интеграции с 1С-битрикс. Что вы в нем поменяли и почему?
Во-первых, старый модуль не поддерживал современные версии языка PHP. Во-вторых мы повысили его безопасность, сменив метод авторизации: вместо логина и пароля теперь подключение идет через API-ключ. В-третьих, сделали логирование для отслеживание изменений и ошибок импорта. В-четвертых, переписали передачу событий на новую документацию Даши, которая позволила оптимизировать эту часть интеграции.
– В чем именно заключается эта оптимизация? Какие события передает модуль и зачем они вообще нужны?
Изначально нам хотелось настроить передачу более широкого спектра событий, но особенности 1С-битрикс позволили настроить только следующие: оформление нового заказа, изменение товаров в корзине, оплата заказа и его выдача. Как только что-то из этого происходит в клиентской истории, модуль сразу передает информацию в DashaMail. Затем в сервисе рассылок можно это использовать для создания триггерных сценариев, запуска автоматизаций и сегментации базы. Другие типы событий сейчас тоже можно настроить, но это нужно уже делать самостоятельно, ориентируясь на особенности шаблона сайта на котором установлена интеграция – к сожалению для них универсального метода нет.

В событиях можно передавать дополнительную информацию для подстановки ее в письма и сегментации аудитории. Настраиваются они в модуле:

Символьные коды для них задаются в Администрирование / Магазин / Настройки / Свойства заказа / Список свойств. После их корректной настройки в модуле вся эта информация будет попадать в Дашу.
А оптимизация передачи событий заключалась в том, что раньше в событии передавалось вообще всё: еще и картинка товара, и его цена, и наименование и т.д. Согласно же новой документации Даши, достаточно передавать только ID товара. Это значительно облегчило код. Он стал работать быстрее и надежнее. А для того, чтобы подтянуть в письмо информацию о товаре, теперь достаточно в Даше указать ссылку на YML-каталог и сервис по ID товара найдет всю необходимую информацию и по тегу подтянет в письмо.
– Да, и кроме того, если товар закончится, то сервис не будет отправлять письмо. Или ж если цена на него поменяется, то уйдет уже актуальная стоимость.
Верно. И что тоже очень для нас полезно, в Даше можно настроить частоту обновления данных из YML-каталога.

– Хорошо, но для чего вообще эти события нужны?
Есть два основных способа использования этих событий в email-стратегии. Во-первых, можно сегментировать базу подписчиков. Например, выбрать тех, кто недавно совершал покупку, или, наоборот, тех, кто давно не делал заказы.

Во-вторых, можно настроить триггерные рассылки, которые будут автоматически отправляться в ответ на тот или иной сценарий, собранный из этих событий. Например, оформил новый заказ, но не оплатил его в течение суток. Если такой сценарий реализуется в клиентской истории, автоматически уходит письмо с напоминанием об оплате.
Другой пример триггерной рассылки — прогноз следующей покупки. У одного нашего клиента цикл возврата — 90 дней. Если в течение 90 дней не приходит повторный заказ, подписчик получает письмо. В таком случае триггерный сценарий выглядит следующим образом: «оплатил заказ и не оформил новый заказ в течение 90 дней.»

– Отлично. С событиями разобрались. Что еще умеет делать модуль?
Разумеется, он позволяет синхронизировать базы подписчиков в CMS и сервисе рассылок. В начале работы полезно выгрузить базу в ручном режиме. При этом можно выгрузить всех пользователей, а можно только определенные группы, уже сформированные нужным образом на сайте. Затем, для поддержания базы в сервисе в актуальном состоянии полезно подключить автоимпорт. Тогда в режиме реального времени будут передаваться новые контакты и обновляться доп. поля. Это не только облегчает работу email-маркетолога (не нужно тратить время на ручную загрузку баз), но и позволяет запускать автоматические приветственные письма, а также отслеживать динамику аудитории и когортный анализ в статистике по базе.

И, как я уже упоминал, модуль позволяет подключить DashaMail в качестве канала для отправки транзакционных, сервисных писем из 1С-битрикс. Считаю это тоже очень важной и полезной фичей.
– Что именно это дает email-маркетологу?
На самом деле, не только email-маркетологу это нужно и полезно, а всей компании в целом. Дело в том, что к нам периодически обращаются клиенты для решения проблемы с блокировкой рабочей почты, после того, как они совершили ошибку в работе с рекламными рассылками. Для решения данной проблемы и ее предотвращения в будущем мы настраиваем третичные домены (DKIM&SPF) для разных типов писем и добавляем их в Дашу. В итоге: каждый поддомен имеет свою репутацию, корпоративная почта в безопасности.
Кроме того, мы обычно настраиваем клиентам еще и дизайн сервисных писем. Хоть они и не являются рекламными и продающими, красивое транзакционное письмо работает на пользу бренду.

И ещё один важный бонус от отправки сервисных писем не через 1С-битрикс, а через Дашу – наличие детальной статистики. При отправке через СMS судьба письма неизвестна, фиксируется лишь факт успешной или не успешной отправки. В Даше же, в разделе «Трафик» можно видеть весь лог отправки и статистику, в том числе сводную.

Чтобы подключить транзакционку в модуле, достаточно просто прописать в нем API-ключ в разделе «веб-окружение — добавление почты» (/home/bitrix/.msmtprc)

– Максим, спасибо вам за интервью и новый модуль! Уверена, он принесет дополнительную прибыль компаниям, использующим CMS 1С-битрикс!
Ссылку на скачивание модуля и инструкцию по его настройке и подключению можно найти в нашей Базе Знаний.