Практически каждый день интернет пополняется все новыми и новыми digital-продуктами, поэтому бороться за внимание пользователей становится все сложнее. Стараясь заинтересовать посетителей, сервисы, магазины и прочие ресурсы принимают все возможные меры. Функциональность сайтов постепенно расширяется, навигация перестраивается, а дизайн непрерывно дорабатывается. С одной стороны, в этом нет ничего плохого. С другой — у такого развития интерфейсов есть и весомый минус.

Какой именно?

Дело в том, что зачастую пользователи не могут разобраться во всем обилии кнопок, функций и дизайнерских решений, которые им предлагают. И в конечном счете они уходят так быстро, что не успевают разглядеть реальную пользу того или иного продукта. 

Из-за этого компании постоянно теряют и потенциальных, и уже существующих клиентов, но почему-то упорно продолжают игнорировать решение проблемы — онбординг пользователей. О том, что это за процесс и как внедрить его на свой сайт, поговорим в статье.

Что такое онбординг?

Предположим, что вы решили впервые воспользоваться конструктором сайтов и подписались на его пробную версию. Вы увидите огромное количество иконок, инструментов и возможностей для создания своего интернет-ресурса. Какое-то время будете пробовать разные кнопки, экспериментировать. Но если во всем этом разнообразии опций вы так и не доберетесь до ключевых «фишек» сервиса (например, удобного текстового редактора или богатого набора шаблонов), скорее всего, переходить на премиум вы не станете.

Чтобы предотвратить такое развитие событий, нужно как можно быстрее адаптировать пользователей к основным возможностям вашего продукта. Именно для такой ускоренной адаптации предназначен онбординг-процесс. С его помощью новых подписчиков можно направить к наиболее полезным функциям вашего сервиса и убедить их выполнить целевое действие.

К распространенным типам онбординга относятся всплывающие окна (popup) и подсказки (tooltips), с которыми большинство из нас сталкивается ежедневно. Как правило, такой онбординг сопровождает пользователей, пока те осваивают возможности сайта — он помогает акцентировать внимание на важных кнопках, вкладках и других элементах навигации.

Некоторые компании (к примеру, Evernote, Airbnb) полагаются на онбординг-рассылку и отправляют подписчикам письма, в которых пошагово объясняют, как пользоваться их продуктом. А еще онбординг часто реализуют в игровой форме, мотивируя пользователей небольшими победами — например, отметками в чек-листе. После первого зачеркнутого пункта в списке людям подсознательно хочется завершить начатое, поэтому они охотнее изучают возможности ресурса.

Когда стоит начинать и заканчивать онбординг?

Хотя во многом онбординг предназначен для новых пользователей, этот процесс подразумевает куда больше возможностей, чем просто знакомство с сервисом. Человек регистрируется на вашем сайте, успешно к нему адаптируется, начинает активно с ним работать — и в рамках онбординга вы продолжаете держать его в курсе последних обновлений. Иными словами, онбординг начинается с момента попадания пользователя в конверсионную воронку и в идеале не заканчивается никогда.

Чтобы уведомлять более опытных подписчиков о грядущем редизайне, изменениях в интерфейсе и других новостях, можно использовать те же подсказки или письма. Главное — учитывать, на каком уровне владения продуктом находится каждая группа пользователей, и всегда давать им возможность отказаться от подсказок.

Как разработать онбординг-процесс своими руками?

Теперь, когда мы разобрались с основами онбординга, поговорим о том, как можно внедрить этот процесс на сайт без особых усилий. Для примера возьмем платформу Experrto: она позволяет работать с интерактивными подсказками и всплывающими окнами даже тем пользователям, кто никогда прежде не занимался разработкой навигации.

Настройка тултипов и попапов здесь выполняется в расширении Google Chrome, которое выступает редактором визуальных элементов. С его помощью вы можете создавать подсказки/окна, экспериментировать с их размерами, местом размещения, дизайном и т.д. Кроме того, инструменты аналитики Experrto позволяют проверить эффективность вашего онбординга в реальном времени.

Если ваш продукт не может похвастаться интуитивно понятным интерфейсом, а его пользователей приходится вести «за руку» по четкому пути, то сервис Experrto поможет вам разработать так называемый «сценарий». В этом типе онбординга используется комбинация всплывающих окон и подсказок — так вам будет проще выделить самые важные функции для ваших клиентов, разжечь в них интерес и направить прямиком к регистрации или покупке.

Помимо этого, платформа позволяет создавать «карты интерактивных подсказок». Для этого вам просто нужно выделить на сайте какую-либо кнопку или вкладку и добавить к ней описание с помощью расширения. Когда пользователь будет наводить мышь на эту область, он увидит вашу рекомендацию. 

Такие обучающие элементы помогут быстро адаптировать пользователей к вашему сервису. Но если вы хотите выжать из своего онбординга еще больше пользы, их нужно сочетать с другими инструментами продвижения digital-продуктов.

Как добиться от онбординга большей эффективности?

Самый простой и понятный всем способ — грамотная email-рассылка. Яркие и информативные электронные письма могут существенно повысить ваши шансы на удержание подписчиков. 

Обычно адаптационные email-кампании состоят из приветственного сообщения, которое отправляется пользователю сразу же после регистрации, и мотивирующих писем, рассылаемых в течение длительного периода — от нескольких дней до двух-трех недель. 

С помощью такой цепочки email’ов вы можете уведомлять клиентов об истечении срока бесплатной подписки, детально описывать ключевые функции вашего сервиса, делиться обучающими видео, показывать отзывы клиентов и т.д.

Вместо заключения

Даже если человек скачал ваше приложение или оформил пробную подписку на ваш digital-продукт, это вовсе не значит, что теперь он будет пользоваться ими каждый день. Он выполнил эти действия, чтобы найти решение своей проблемы, и если вы не поможете увидеть всю ценность вашего продукта как можно быстрее — шансы завоевать доверие пользователя и заключить с ним сделку резко снизятся.

Именно поэтому онбординг-процесс играет столь важную роль для повышения лояльности ваших клиентов и роста вашего бизнеса.

Изображение: t-a-i

Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Даша Савицкая
2020-04-20
Поставьте оценку
Загрузка...
Подпишись на рассылку новостей
Только полезная и актуальная информация без спама