В 2024 году мировой рынок транскрибации оценивался в $3 млрд, а к 2032-му достигнет $9,51 млрд за счёт развития нейросетей. Технологии автоматического перевода голоса в текст ускоряют работу, упрощают документооборот и повышают качество коммуникации.
Например, компания, обслуживающая системы сигнализации и умного дома, интегрировала коммуникационную платформу в колл-центр, обрабатывающий до 10 000 звонков в день. С новым решением все разговоры стали транскрибироваться с последующим анализом ключевых фраз и отчётом для менеджеров. Это повысило удовлетворённость клиентов на 15% за счет понимания частых ошибок операторов.
Подобные сервисы могут часто пригодится маркетологам, журналистам, преподавателям, бизнес-аналитикам и руководителям отделов продаж и обслуживания. Инструменты расшифровки помогают в работе с текстом, создавать субтитры, упрощать аудит продаж. Каждый может найти свой сценарий оптимизации от составления чек-листов после общения с клиентами до продвижения контента, создания лендингов и email-рассылок.
В этой статье разберём семь популярных сервисов автоматической транскрибации с поддержкой русского языка, их возможности, плюсы и минусы.
MTC Exolve
Коммуникационная платформа для организации омниканальных диалогов. Она умеет автоматически переводить звонки в текст, что оптимизирует работу кол-центров и упрощает взаимодействие с клиентами.

Речевая аналитика поможет определить успешные методы продаж и оценить работу менеджеров, чтобы затем улучшить скрипты звонков. Есть готовые модули для интеграции с «Битрикс24», amoCRM.
Возможности:
- Обработка голоса на основе записанных диалогов, анализ речи для выявления проблем в продажах и обслуживании.
- Преобразование речи в текст — для автозаполнения карточек клиентов и сделок в CRM, что снимает с операторов рутинную работу и повышает производительность труда.
- Преобразование текста в аудио — для голосовых SMS, синтеза речи разными голосами и работы с цифровыми ассистентами.
- Вся обработка происходит в облаке на российских серверах, можно работать на любом устройстве, подключённом к интернету, без покупки оборудования.
У платформы широкий набор методов API, поэтому можно гибко интегрировать его в бизнес-процессы компании.
Нужно учесть, что сервис поможет в расшифровке уже состоявшихся вызовов, а предварительную настройку сервиса MTC Exolve нужно производить силами собственного IT-подразделения или приглашённых специалистов.
Стоимость минуты расшифровки разговоров — 0,6 ₽, запись и хранение звонков свыше 1 месяца оплачивается отдельно, как и прочие услуги.
SpeechKit от Яндекса
В отличие от готовых к использованию сервисов, Yandex SpeechKit — это библиотека, которую используют для создания собственных продуктов под конкретные бизнес-задачи. Также на рынке существуют готовые решения на её основе. Сервис транскрибирует звонки в аудиозаписи, а также синтезирует голос на основе текста.

Возможности:
- Автоматизация процессов кол-центров повышает эффективность обработки звонков, снижает затраты, улучшает клиентский опыт.
- Рост эффективности маркетинговых кампаний за счёт выявления ключевых запросов ЦА, которые помогают впоследствии сегментировать аудиторию, персонализировать коммуникацию и запускать таргетированные рассылки.
- Озвучивание любого текстового контента и транскрибация аудио в текст для создания обучающих, развлекательных и других материалов.
Сервис способен транскрибировать записи на 15+ языках в реальном времени с учётом особенностей речи говорящего. На основе SpeechKit можно создавать голосовых помощников, которые будут общаться с собеседниками без задержек.
Плюсы: высокая точность транскрибации, интеграция с сервисами Яндекса, гибкие настройки, опция «брендирования» голоса.
Недостатки: ограниченная поддержка языков, кроме русского и английского, проблемы с распознаванием узкоспециализированных нишевых терминов, нет глубокой кастомизации.
Стоимость использования рассчитывают индивидуально, в зависимости от приобретаемых услуг. Цена за 15 секунд потокового распознавания аудио — 0,16 ₽.
SaluteSpeech от Сбера
Кто-то называет сервис нейросетью для транскрибации. SaluteSpeech преобразует голос с аудио- и видеозаписей в текст и наоборот — синтезирует голос на основе текстовых данных. Разработчики позиционируют решение как инструмент для личного и корпоративного использования. Его можно интегрировать в свои продукты или применять в виде приложения для Windows и MacOS.

Возможности:
- Распознавание голоса с помощью нейросети на фоне посторонних шумов. ИИ выделяет говорящего, даже если на записи слышен телевизор или голоса других людей.
- SaluteSpeech корректно определяет момент завершения реплики, чтобы разделять фразы клиента и менеджера, правильно формировать диалог в тексте, избегать склеивания слов.
- Система распознаёт позитивные, нейтральные и негативные эмоции собеседников, чтобы выяснить удовлетворённость клиента.
- ИИ правильно расставляет знаки препинания, чтобы облегчить обработку полученных текстовых документов.
SaluteSpeech нужна для создания IVR, голосовых роботов для обзвона, анализа работы персонала и измерения качества сервиса, расшифровки лекций и протоколов совещаний. Это неплохая программа для создания субтитров, автоматизации приёма заказов, автоматического заполнения полей в CRM.
Платформа интегрирована в экосистему Сбера, её можно использовать в популярных виртуальных АТС и сторонних CRM с помощью модулей. Также разработчики предоставляют API для самостоятельной интеграции.
Преимущества: высокая точность транскрибации, поддержка диалогов, выделение ключевых слов, распознавание в режиме реального времени или на основе аудиофайлов, есть приложения для Windows и MacOS. Однако Salute Speech работает только с русским языком.
Стоимость зависит от объёма использования, доступ продают пакетами — по количеству символов в месяц или год.
- Для физических лиц: 1 000 минут — 1 200 ₽.
- Для юридических лиц: 20 000 минут — 12 000 ₽ (0,6 ₽ / минута)
Плюсофон
Сервис для транскрибации и анализа телефонных разговоров. Его используют в кол-центрах для оценки работы менеджеров, анализа потребности целевой аудитории, снижения нагрузки на персонал, обработки заявок.

Возможности:
- Анализ звонка в реальном времени и транскрибация записей после завершения разговора.
- Автоматическая аннотация без дополнительной оплаты для поиска проблем и узких мест в работе операторов.
- Речевая аналитика для определения успешных методов продаж, оценка работы менеджеров с целью доработки скриптов.
- Распознавание русской речи, в том числе диалогов с несколькими собеседниками даже на фоне сильных шумов.
- Определение тональности речи и выделение ключевых слов.
Есть готовые модули для интеграции с «Битрикс24», amoCRM, некоторыми другими системами и виртуальными АТС, чтобы моментально расшифровать запись разговора. Также можно настроить работу по API.
Сервис подходит для работы с телефонными звонками, есть IP-телефония. Из минусов — плохая работа с другими языками, кроме русского.
Стоимость зависит от выбранного тарифа. Можно купить пакет на один или несколько месяцев и подобрать нужный объём услуг.
Телфин
Универсальное решение для бизнес-коммуникаций. Пользователи получают инструменты для кол-центров и дополнительные возможности для оптимизации их работы.

Возможности:
- Расшифровка записей разговоров в форме диалога, разделение речи собеседников.
- Указание точного времени ответов для анализа качества работы менеджеров и оценки длительности ожидания клиентом.
- Создание резюме телефонного разговора для быстрого анализа.
«Телфин» помогает контролировать качество обслуживания, анализировать работу персонала, изучать поведение клиентов, обучать менеджеров. Подключить популярные CRM можно с помощью готовых модулей и API.
Плюсы: удобная интеграция, возможность анализа тональности разговора и выделения ключевых слов, транскрибация в реальном времени.
Минусы: жёсткая привязка к «Телфин.Офис» и нет функций синтеза речи на основе текста.
Стоимость транскрибации — 64 коп. за минуту, но при условии подключения АТС «Телфин.Офис».
OkoCRM AI
Решение для управления продажами, общения с клиентами и организации работы сотрудников. Функция транскрибации встроена в систему управления взаимоотношениями с клиентами — за неё отвечает искусственный интеллект, который контролирует звонки.

Возможности:
- Создание краткой сводки разговора с помощью ИИ и заполнение карточки сделки в CRM сразу после разговора с клиентом.
- Перевод разговора в текст для объективной оценки качества работы менеджеров.
Расшифровка разговоров — часть CRM, и её нельзя использовать отдельно от основного сервиса, в том числе по API. Это же ограничение относится к файлам.
Преимущество в том, что функция плотно интегрирована в CRM. Дополнительно настраивать и дорабатывать что-либо самостоятельно не нужно. Однако сервис не подойдёт в качестве универсальной программы, так как возможности перевода речи в текст ограничены.
7 дней бесплатно, далее можно приобрести тариф на 3 месяца (715 ₽ в месяц за 1 пользователя).
Google Speech-to-Text
Программная библиотека, на основе которой разработчики создают собственные продукты. Искусственный интеллект преобразует аудиозаписи в текстовые данные, а порядок их использования определяет скрипт пользователя. Обмен данными реализован через API.

Возможности:
- Расширенный голосовой ИИ, обученный на большом количестве данных. Может транскрибировать речь с акцентом или дефектами произношения.
- Поддерживает 125 языков, система обрабатывает предварительно записанные файлы или разговор в реальном времени.
- Разработчик может использовать настраиваемые модели, чтобы улучшить качество транскрибации.
Google Speech-to-Text — гибкий инструмент для перевода голоса в текст, но он требует тщательной настройки и самостоятельной разработки решения или интеграции для использования полученной транскрибации. С другой стороны, сервис можно подключить к чему угодно благодаря продвинутому API.
Плюсы: точность и скорость распознавания, поддержка разных языков, адаптация под конкретные кейсы.
Минусы: сложная настройка и высокая стоимость по сравнению с аналогами.
Стоимость зависит от объёма обработанных минут разговоров: $0,016 за минуту.
Критерии выбора сервиса в зависимости от потребностей бизнеса
Выбор решения зависит от специфики, размера и задач бизнеса, которые нужно решать с помощью сервиса транскрибации.
Рассмотрим на примерах:
- Анализ телефонных звонков. Интересны сервисы, которые поддерживают обработку разговорной речи в реальном времени. Хорошо справляются платформы, которые работают с диалогами и способны создавать отчёты. Подходят Yandex SpeechKit, SaluteSpeech.
- Автоматизация работы в CRM. Лучше использовать решения, которые легко интегрировать с платформами для управления взаимоотношениями с клиентом. Это MTC Exolve и «Телфин». К примеру, свою механику расшифровки можно внедрить даже вместо встроенных средств Битрикс24, о чём есть инструкция на Хабре.
- Оценка качества работы менеджеров. Нужны системы транскрибации, которые оценивают стиль общения, обнаруживают нарушения скриптов и отслеживают уровень сервиса, создают отчёты. Лучше использовать платформы с функциями речевой аналитики — MTC Exolve, Yandex SpeechKit.
- Создание контента. Подойдут решения, которые могут качественно распознавать речь на фоне шумов и во время диалога, а также работать с разными источниками. Например, Google Speech-to-Text, SpeechKit от Яндекса.
Также при выборе сервиса важно обратить внимание на следующие критерии:
- Точность транскрибации — программа должна правильно распознавать слова с учётом шумов, акцентов, тембра голоса. Особенно при обработке телефонных звонков, переговоров, совещаний. Подойдут SpeechKit от Яндекс, MTC Exolve.
- Скорость работы — важна для транскрибации в режиме реального времени. При быстром распознавании не должна теряться точность. Лучшим выбором будут Google Speech-to-Text.
- Поддержка языков — если компания работает на международном рынке, то, помимо русского, сервис должен распознавать другие языки и диалекты. Можно брать Google Speech-to-Text, SaluteSpeech от Sber.
- Виды исходных материалов. «Плюсофон» и Exolve работают только с телефонными звонками. Google Speech-to-Text и SpeechKit от Яндекса — универсальные решения, способные обрабатывать контент в любой форме, в зависимости от написанного скрипта.
- Удобство интеграции. Обмен данными с другими системами возможен с помощью готовых модулей или через API. «Плюсофон» имеет удобный интерфейс и интегрируется с CRM через готовые модули. В OkoCRM транскрибация работает только внутри CRM. MTC Exolve можно адаптировать под задачу путём написания собственных скриптов.
Системы транскрибации с использованием ИИ сегодня обязательная часть сервисов взаимодействия с клиентами. Компании встраивают их в свои бизнес-процессы, чтобы сократить затраты, снизить нагрузку на сотрудников, повысить качество коммуникации и улучшить отношение к бренду.
Функцию перевода голоса в текст можно применять для автоматизации кол-центров, в маркетинговых целях. Транскрибация облегчает работу блогеров, подойдёт для сферы образования и юристов. Бизнесу остаётся лишь выбрать подходящий вариант с учётом доступных для работы языков, видов транскрибируемого контента, дополнительных функций и удобства интеграции в собственные процессы.