Если вы думаете, что спам – это просто невинная шалость, вы ошибаетесь. Если на письмо будет жалоба, вам грозит весьма реальный штраф за спам до полумиллиона российских рублей. Закон суров, поэтому сервис рассылок DashaMail предлагает обезопасить ваш бизнес, полностью исключив негативное развитие событий. 

Внимание! Если подписчик пожалуется в ФАС, а у вас не будет вещественных доказательств, что он давал свое согласие на получение писем, санкции будут ощутимыми (в диапазоне 100 000 – 500 000 руб.). Это реальная угроза, от которой можно себя защитить, и мы расскажем, как это сделать. 

Юридическая сторона вопроса

За основу взят ФЗ «О рекламе». В нем в ст. 18 четко обозначено, что допускается рассылка рекламы посредством электросвязи (и рассылка по почте тоже относится к этой категории) при условии, что адресат (получатель) дал согласие. Важно то, что у вас должны быть доказательства. По закону, найти и предоставить их обязан автор рассылки.

Предупреждение! Призываем подстраховаться и не надеяться на счастливый случай, так как бывают ситуации, когда даже при согласии подписчиков ФАС выносит решение не в пользу автора рассылки. 

Пример выноса решения о штрафе за email-рассылку

Ситуация произошла в 2016 году. Тогда один из клиентов компании «Травелата» отправил в УФАС по месту жительства заявление (жалоба на спам), что он регулярно получает рекламные письма, хотя согласия не давал, что противоречит действующему законодательству – упомянутой выше статье 18 ФЗ «О рекламе».

Важно пояснить, что автор не делал spam-рассылок, и у аудитории были все традиционные возможности для самостоятельной (и не только) отписки:

  1. Приветственное первое письмо, в котором было предложение отписки. Это было доказано, так как этой возможностью воспользовалось около 3% подписчиков. 
  2. В «подвале» каждого письма неизменно была ссылка на отписку. 
  3. Подписчик мог написать электронное сообщение или позвонить по телефону в службу поддержки, и тогда его отписали бы вручную. 

С чем была связана претензия? Всего 3 важных факта:

Компания представила всю доказательную базу, в составе которой были скриншоты и логи, но ФАС после рассмотрения дела постановила, что письма отправлялись без согласия, и жалоба на спам обоснованная. Штраф не заставил себя ждать.

«Галочка»: будьте аккуратны! 

Мы привыкли считать, что галочка служит доказательством «официального» согласия», но это уловка, особенно, если она стоит по умолчанию. Многие люди забывают ее убрать, а затем в почтовый ящик начинает регулярно приходить реклама, которую никто не заказывал. Всех это только раздражает, и есть шанс, что найдется активный подписчик, который не поленится обратиться в соответствующие инстанции. 

Попросим комментариев юристов. Здесь все просто: единственное доказательство того, что человек лично дал вам свое согласие – это не галочка, которую поставили вы в рассылке, а подпись, физическая или электронная. Логично, что ФАС не будет считать «галку» доказательством. Конечно, многие интернет-проекты не могут потребовать от аудитории подписей, но есть комплекс мер, которые вы можете предпринять сейчас, чтобы с уверенностью смотреть в будущее и не бояться получить штраф за спам. 

Как не попасть под удар штрафа за рассылку?

Давайте выделим несколько базовых действий, чтобы «подстелить соломки» и не сделать нарушение:

  1. У вас должны быть на руках однозначные доказательства, что подписчик лично давал согласие. Для этого может подойти опция двойного подтверждения. Это значит, что человек дважды соглашается, чтобы исключить любую ошибку: при подписке и при ответе на письмо-подтверждение. 
  1. Оставьте в прошлом формы с отмеченными галочками – это попахивает «воспалением хитрости». Как минимум это просто раздражает аудиторию, как максимум – вам придет штраф за спам-рассылку.
  2. Храните всю историю пользовательских действий и переписку. 
В DashaMail можно посмотреть историю активности по каждому подписчику
  1. Позаботьтесь о том, чтобы в рассылке и на сайте было тщательно продуманное пользовательское соглашение.  В нем следует особо отметить пункт о том, что вы предупреждаете о возможности использования клиентских адресов для отправки рассылки. 
  2. В договоре (лучше составлять его с юристами) также должны присутствовать пункты относительно обработки данных и дальнейшему информированию разными способами: SMS, email и телефон. 
  1. Создайте stop-list телефонов и адресов тех подписчиков, что отписались от рассылки. Это подтверждает возможность такой отписки при опровержении штрафа за спам. 
  2. Проконтролируйте, чтобы все обращения с просьбой об отписке удовлетворялись в полном объеме и выполнялись без задержек. 
  3. Исключите возможность повторной подписки для тех, кто однажды принял решение об отписке (предупреждайте об этом подписчиков). 

В качестве исключения можно повторно подписать заинтересованного человека, если он лично напишет обращение в службу поддержки, и у вас будет подтверждение этого для подстраховки, чтобы не допустить получения штрафа за спам. В сервисе DashaMail все отписавшиеся хранятся в отдельных списках, что исключает их даже случайное добавление в базу.

В качестве резюме

Напоследок рекомендуем использовать строго честно и легально собранные почтовые адреса. В противном случае вы не сможете избежать проблем с законом, и никакие тексты с формами не исключат потенциальных неприятностей и санкций со стороны государства при получении жалобы. Делайте все по совести, и тогда никакой штраф за спам-рассылку вам не будет страшен.

Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Даша Савицкая
2021-03-05
Поставьте оценку
Загрузка...
Подпишись на рассылку новостей
Только полезная и актуальная информация без спама