Текст остается одним из самых доступных и удобных способов донести информации. Но одни и те же данные можно изложить по-разному:
- Читатель может ничего не понять и даже запутаться.
- Аудитория найдет все ответы, поймает мысль и будет вам благодарна.
От чего это зависит? Конечно, от подготовки к написанию — в этом очень помогает тезисный план. Сегодня поговорим о том, зачем он вообще нужен, каких ошибок с его помощью можно избежать и как его составить.
Зачем нужен план статьи и что это такое?
Опорный план — это «скелет», структура материала, которому только предстоит «родиться». Он представляет собой набор тезисов и так называемых опорных точек, посредством которых можно поэтапно раскрыть тему. Мы убеждены, что для любого текста нужно планирование, чтобы:
- Раскрыть тему до конца.
- Нигде не сбиться и не переключиться на другие вопросы.
- Сохранить ясность, четкость, последовательность, полезность для читателя.
Что такое план текста? Он может быть в любом удобном для вас формате, но обязательно должен формулировать основную идею и расписывать ход работы над материалом. Приведем пример для лучшего понимания. Вы хотите рассказать аудитории о том, какие упражнения помогают быстро избавиться от лишних килограммов. Подумайте, кто ваша ЦА, чтобы информация была им полезна? Примерный вопросный план текста может быть следующим:
- Вовлекающий заголовок. От него во многом зависит, будут ли вас читать.
- Введение (его часто называют лидом) — это краткий рассказ о том, почему стоит начать заниматься спортом, что это даст (похудение, здоровье).
- Составление списка актуальных упражнений.
- Что нужно брать с собой на тренировку?
- Рекомендации о проведении тренировки.
- Непосредственно данные о тренинге (описание упражнений, возможно, добавление видеоряда).
- Советы новичкам, как безопасно «войти» в фитнес, не навредить себе, не переутомиться.
- Заключение и выводы.
Вы спросите — зачем все это нужно? Так вы упростите себе работу и увеличите конверсию.Не поленитесь в самом начале и получите серьезный профит:
- Концентрация на теме, рассказ о том, какие вопросы будут освещены в статье, какая польза от материала.
- Направление читателя. Автор, используя план, может грамотно сформулировать мысли, реализовать полноценную навигацию по тексту, чтобы читателю было легко ориентироваться.
- Экономия времени. Имея на руках готовую схему, вы экономите время, самый ценный ресурс. Плюс писать по уже имеющемуся плану — не только оперативнее, но и качественнее.
- Выделение пользы для ЦА. Вы не раскидываетесь мыслями, появляется структура, дается ответ на запрос читателя, решение его «болей».
- Демонстрация профессионализма. Каждый текст получается продуманным и грамотным, исключены ошибки.
Конечно, без плана можно написать текст. Но есть риск хаотичности структуры, дублирование материала, отсутствие четкого тезисного разделения, путаница в стилях, неполное раскрытие темы. Разве вам это нужно?
Каким может быть план? Основные разновидности
Излагайте мысли доступно и четко. Узнайте, какими бывают базовые виды планов текста, и делайте это играючи.
Тезисный
Как следует из названия, вы формируете «облако» тезисов (1-2 коротких предложения). Универсальная схема для любых тематик и форматов. Приведем пример по уже обозначенной фитнес-тематике:
- Введение — говорим о том, что спорт помогает сохранить молодость, здоровье, хорошее самочувствие, избавляет от лишнего веса.
- Перечислить ТОП-10 упражнений на все группы мышц.
- Указать, как нужно одеваться на тренировку (выбор обуви, одежды, экипировки).
- Советы тренера о том, как вести себя во время тренировки (подсчет пульса, питье воды, техника безопасности).
- Сама тренировка по шагам: упражнение с разбором техники выполнения, полезные рекомендации.
- Советы для новичков: как легче начать тренироваться, как адаптироваться, уменьшить боль в мышцах.
Вопросительный
Этот тип предполагает, что нужно записывать на каждый пункт плана вопрос. Отличное решение, если перед вами стоит задача создания мастер-класса, кейса, инструкции:
- Что такое фитнес? В чем польза занятий?
- Какие существуют упражнения для дома?
- Как выбрать одежду и экипировку для тренировки?
- Какие существуют правила поведения при занятиях фитнесом?
- Как корректно выполнять упражнения от «А» до «Я»?
- Что можно посоветовать новичкам?
Назывной
Один из видов планирования, в котором нужно использовать короткие тезисы в форме названий. Хороший выбор, если вы составляете сторителлинг или пишете информационный текст:
- Описание пользы.
- Перечисление упражнений.
- Выбор одежды и экипировки.
- Правила фитнес-поведения.
- Техника выполнения упражнений.
- Советы начинающим спортсменам.
Опорный
Чтобы написать статью, автор собирает ключевые слова и фразы для опоры на них. Этот метод нередко используют при подготовке выступления на сцене, для новостей или коротких текстов. Допускается обращение к фактам, цифрам, датам:
- 6 причин заняться фитнесом.
- ТОП-10 лучших упражнений для дома.
- Схема с подходящей одеждой для зала.
- Советы И.И. Курочкина, мастера спорта, по проведению тренировок.
- Правила тренировок: 20 советов.
- Чек-лист советов новичкам от лучших тренеров России.
Сложный
Самая кропотливая работа, так как нужно писать заголовки и подзаголовки с уточнениями, добавлять подпункты. Хороший выбор, если материал, над которым вы работаете, большой и нужно не запутаться.
Цитатный
Что такое цитатный план? Это последовательность будущего сюжета статьи, и ее можно оформить непосредственно выдержками из нее:
- «Занимайтесь спортом — это продлит вашу молодость»!
- «Предлагаю для дома 10 упражнений на все группы мышц».
- «Разберем секреты экипировки и выбора одежды на примере моих клиентов».
- «Посмотрите видео, где перечислены основные правила выполнения упражнений».
- «Специально для новичков я подготовил чек-лист с рекомендациями, как безболезненно начать».
Как составить план статьи?
Настало время разобраться, как правильно составлять план текста. Выделим несколько основных пунктов.
- Определение цели (демонстрация экспертности, повышение лояльности ЦА, привлечение лидов, прогрев, мотивация и пр.).
- Анализ аудитории. Кому будет интересна статья, рассылка? Нужно составить аватар читателя, продумать его путь по материалу.
- Тема. Очень важно правильно выбрать тему, проанализировав самые явные боли, исследовав текущие тренды и запросы в поисковых системах, вооружившись знаниями и случаями из практики. Также не забывайте о хитовые инфоповодах, анализе конкурентов. Лучше всего не растекаться мыслью по древу, а писать на одну выбранную тему и не сворачивать с выбранного пути.
- Выбор ключевых слов и фраз. Важный этап в подготовке, так как можно сформировать фундамент, на котором будет строиться статья. В этом фундаменте вы обозначите, что интересно пользователям в интернете, какие тревоги у них есть. Если текст готовится не для сети, то ключи станут частью плана, его опорными точками («сваями», если продолжать аналогию с фундаментом). Для сбора можем порекомендовать такие сервисы, как «Яндекс.Вордстат» и Гугл Тренды. Обязательно при сборе делайте заметки, уточнения, которые впоследствии помогут сделать цельный качественный план. Отлично работают таблицы, так как в них наглядно можно отобразить тематику статьи, ее название, список тезисов и ключей.
- Каким будет формат текста? От этого решения во многом зависит выбор типа плана (об этом мы говорили выше). Выбирайте из множества вариантов: сторителлинг (увлекательный рассказ о чем-то), инструктаж, дайджест, обзор и пр.
Алгоритм составления плана текста
Когда вы знаете правила составления плана, будет намного проще разобраться с алгоритмом создания структуры. На этом этапе мы определяем будущую последовательность частей материала:
- Конечно, первым традиционно идет заголовок с указанием ключевого слова (или фразы). Можно «поперчить» заголовок провокацией или интригой, чтобы вызвать эмоциональный отклик со стороны читателя.
- Лид. Покажите, насколько важна эта тема и какие в ней есть проблемы. Заинтригуйте аудиторию, чтобы хотелось продолжить чтение.
- Основная часть материала. Она бывает разной, так как ее определяет выбранный формат.
- Заключение — обязательный финальный блок, где можно подытожить сказанное, описать пользу текста, сделать выводы, спросить мнение читателей, добавить призыв к совершению целевого действия (если оно требуется).
Пример удачного плана статьи
В качестве «иллюстрации» рассмотрим сложный план с подпунктами на ту же фитнес-тематику.
Польза фитнеса для здоровья:
- Влияние на сердечно-сосудистую систему
- Поддержка опорно-двигательного аппарата
- Укрепление иммунитета
- Хорошая физическая форма
Лучшие упражнения для домашних тренировок:
- Для стройной фигуры
- Для укрепления мышц спины
Что важно знать о тренировках:
- Зарядка и спорт — не одно и то же
- Питьевой режим
- Спортивная одежда
Советы опытных фитнес-тренеров
Чем он хорош? Для читателя это возможность сразу перейти к интересующему пункту, для автора — детальный «путеводитель» при написании материала.
Пример неудачного плана текста
Рассмотрим, как не надо делать:
- О фитнесе.
- Упражнения.
- Какая одежда?
- Проводим тренировки вместе.
- Что делать при упражнениях?
- Ты новичок?
Сложно ориентироваться в плане, легко забыть, о чем хотелось сказать, отсутствует четкая и понятная структура изложения. Может показаться, что какая-то часть вовсе отсутствует. Если у вас получился похожий план, пересматривайте нашу статью и примеры, попробуйте «наложить» их на свою тему.
Составляем план по предложенному алгоритму: ТОП критериев
Итак, вы написали план. Кажется, он безупречный и все понятно. Но как узнать наверняка? Проверьте его по нескольким пунктам. Это не отнимет много времени:
- Наличие логики. Структура видна сразу, ее построение понятное. У вас не возникает дополнительных вопросов при работе над материалом.
- Тема раскрыта полностью. Лучше всего, если в плане прописаны все пункты, чтобы раскрыть каждый нюанс рассматриваемого вопроса.
- Никакого повторения. В этом случае оно — не мать учения, а «ложка дегтя». Проверьте, чтобы пункты не дублировались, а плавно вытекали один из другого.
- Помним о сестре таланта. Краткость в приоритете. Пунктов может быть много, но емкость изложения всегда выигрывает перед «полотнами». Никто не станет читать «Войну и мир» в виде статьи. Делайте короткие абзацы, работайте с форматированием, вставляйте подзаголовки.
Убедитесь в том, что вы легко можете понять, о чем хотели сказать, составляя план. Если все отлично, поздравляем, самое время начать писать текст.
Чек-лист для проверки плана статьи
- Определите цель.
- Выясните, кто ваш читатель. Составьте его портрет.
- Определите тему.
- Каким будет формат?
- Сбор тезисов и ключей.
- Выбор целевого действия.
- Составление пунктов будущей статьи.
Самое главное — создавайте полезный контент, который будет актуален для читателей. Тогда все получится!
Подводим итоги
Мы рассказали, что такое план статьи, каким он бывает и как с ним работать. Чтобы получать новые рекомендации, чаще заглядывайте в наш блог, а еще лучше – подпишитесь на рассылку!