Текст остается одним из самых доступных и удобных способов донести информации. Но одни и те же данные можно изложить по-разному:

От чего это зависит? Конечно, от подготовки к написанию — в этом очень помогает тезисный план. Сегодня поговорим о том, зачем он вообще нужен, каких ошибок с его помощью можно избежать и как его составить.

Зачем нужен план статьи и что это такое?

Опорный план — это «скелет», структура материала, которому только предстоит «родиться». Он представляет собой набор тезисов и так называемых опорных точек, посредством которых можно поэтапно раскрыть тему. Мы убеждены, что для любого текста нужно планирование, чтобы:

Что такое план текста? Он может быть в любом удобном для вас формате, но обязательно должен формулировать основную идею и расписывать ход работы над материалом. Приведем пример для лучшего понимания. Вы хотите рассказать аудитории о том, какие упражнения помогают быстро избавиться от лишних килограммов. Подумайте, кто ваша ЦА, чтобы информация была им полезна? Примерный вопросный план текста может быть следующим:

Вы спросите — зачем все это нужно? Так вы упростите себе работу и увеличите конверсию.Не поленитесь в самом начале и получите серьезный профит:

Конечно, без плана можно написать текст. Но есть риск хаотичности структуры, дублирование материала, отсутствие четкого тезисного разделения, путаница в стилях, неполное раскрытие темы. Разве вам это нужно?

Каким может быть план? Основные разновидности

Излагайте мысли доступно и четко. Узнайте, какими бывают базовые виды планов текста, и делайте это играючи.

Тезисный

Как следует из названия, вы формируете «облако» тезисов (1-2 коротких предложения). Универсальная схема для любых тематик и форматов. Приведем пример по уже обозначенной фитнес-тематике:

Вопросительный

Этот тип предполагает, что нужно записывать на каждый пункт плана вопрос. Отличное решение, если перед вами стоит задача создания мастер-класса, кейса, инструкции:

Назывной

Один из видов планирования, в котором нужно использовать короткие тезисы в форме названий. Хороший выбор, если вы составляете сторителлинг или пишете информационный текст:

Опорный 

Чтобы написать статью, автор собирает ключевые слова и фразы для опоры на них. Этот метод нередко используют при подготовке выступления на сцене, для новостей или коротких текстов. Допускается обращение к фактам, цифрам, датам:

Сложный

Самая кропотливая работа, так как нужно писать заголовки и подзаголовки с уточнениями, добавлять подпункты. Хороший выбор, если материал, над которым вы работаете, большой и нужно не запутаться.

Цитатный

Что такое цитатный план? Это последовательность будущего сюжета статьи, и ее можно оформить непосредственно выдержками из нее:

Как составить план статьи?

Настало время разобраться, как правильно составлять план текста. Выделим несколько основных пунктов.

  1. Определение цели (демонстрация экспертности, повышение лояльности ЦА, привлечение лидов, прогрев, мотивация и пр.).
  2. Анализ аудитории. Кому будет интересна статья, рассылка? Нужно составить аватар читателя, продумать его путь по материалу.
  3. Тема. Очень важно правильно выбрать тему, проанализировав самые явные боли, исследовав текущие тренды и запросы в поисковых системах, вооружившись знаниями и случаями из практики. Также не забывайте о хитовые инфоповодах, анализе конкурентов. Лучше всего не растекаться мыслью по древу, а писать на одну выбранную тему и не сворачивать с выбранного пути.
  4. Выбор ключевых слов и фраз. Важный этап в подготовке, так как можно сформировать фундамент, на котором будет строиться статья. В этом фундаменте вы обозначите, что интересно пользователям в интернете, какие тревоги у них есть. Если текст готовится не для сети, то ключи станут частью плана, его опорными точками («сваями», если продолжать аналогию с фундаментом). Для сбора можем порекомендовать такие сервисы, как «Яндекс.Вордстат» и Гугл Тренды. Обязательно при сборе делайте заметки, уточнения, которые впоследствии помогут сделать цельный качественный план. Отлично работают таблицы, так как в них наглядно можно отобразить тематику статьи, ее название, список тезисов и ключей. 
  5. Каким будет формат текста? От этого решения во многом зависит выбор типа плана (об этом мы говорили выше). Выбирайте из множества вариантов: сторителлинг (увлекательный рассказ о чем-то), инструктаж, дайджест, обзор и пр.

Алгоритм составления плана текста

Когда вы знаете правила составления плана, будет намного проще разобраться с алгоритмом создания структуры. На этом этапе мы определяем будущую последовательность частей материала:

Пример удачного плана статьи

В качестве «иллюстрации» рассмотрим сложный план с подпунктами на ту же фитнес-тематику.

Польза фитнеса для здоровья:

Лучшие упражнения для домашних тренировок:

Что важно знать о тренировках:

Советы опытных фитнес-тренеров

Чем он хорош? Для читателя это возможность сразу перейти к интересующему пункту, для автора — детальный «путеводитель» при написании материала.

Пример неудачного плана текста

Рассмотрим, как не надо делать:

Сложно ориентироваться в плане, легко забыть, о чем хотелось сказать, отсутствует четкая и понятная структура изложения. Может показаться, что какая-то часть вовсе отсутствует. Если у вас получился похожий план, пересматривайте нашу статью и примеры, попробуйте «наложить» их на свою тему.

Составляем план по предложенному алгоритму: ТОП критериев 

Итак, вы написали план. Кажется, он безупречный и все понятно. Но как узнать наверняка? Проверьте его по нескольким пунктам. Это не отнимет много времени:

Убедитесь в том, что вы легко можете понять, о чем хотели сказать, составляя план. Если все отлично, поздравляем, самое время начать писать текст.

Чек-лист для проверки плана статьи

  1. Определите цель.
  2. Выясните, кто ваш читатель. Составьте его портрет.
  3. Определите тему.
  4. Каким будет формат?
  5. Сбор тезисов и ключей.
  6. Выбор целевого действия.
  7. Составление пунктов будущей статьи.

Самое главное — создавайте полезный контент, который будет актуален для читателей. Тогда все получится! 

Подводим итоги

Мы рассказали, что такое план статьи, каким он бывает и как с ним работать. Чтобы получать новые рекомендации, чаще заглядывайте в наш блог, а еще лучше – подпишитесь на рассылку! 

копирайтинг текст
Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Даша Савицкая
2022-02-27
Поставьте оценку
Загрузка...
Подпишись на рассылку новостей
Только полезная и актуальная информация без спама