«Да они просто читают мои мысли», — воскликнула моя коллега, открыв и прочитав очередное письмо от её любимого интернет-магазина одежды. В нем было не только о новых поступлениях платков и шарфов, но и о том, как оригинально их носить. Это ей понравилось больше всего. Герой нашей истории постоянно шопится в этом магазине. Она — хрестоматийный случай лояльного клиента. 

Что же такое лояльность клиента? Как её завоевать, в чём измерить, и стоит ли переживать, если её нет? Подробно обо всём читайте в этом материале.

Определение лояльности

Лояльность — искренняя, не навязанная симпатия к определенному бренду. По-настоящему лояльные клиенты не совершают покупки в другом месте, даже если им предлагают более низкую цену. Они готовы заплатить больше, подождать, чтобы получить качественный продукт, который они знают и любят. Лояльность — это когда клиент выбирает вас даже при наличии на рынке товаров или услуг, идентичных по качеству и цене.

Но не стоит путать понятие лояльности и удержания клиентов, не смотря на то, что между ними есть много общего.

Удержание — тщательно разработанная маркетинговая стратегия, направленная на совершение покупок. Удержать клиента помогают накопительные системы скидок, сложность перехода на потребление продукции в другой компании (например, из-за отсутствия доставки в отдаленные регионы), уникальность продукта. Но при этом если другая организация предложит более выгодные условия, клиент без сожаления уходит к ним. Лояльность же — это «любовь не за деньги». У клиента есть психологическая привязанность. Он любит бренд, регулярно покупает его товары и даёт положительные рекомендации своим знакомым. 

Когда и зачем нужно поднимать лояльность

Когда у компании имеются серьезные конкуренты, задумываться о лояльности необходимо задолго до выхода на рынок. Зная свою целевую аудиторию, её ожидания, намного проще предлагать продукт, полностью отвечающий потребностям покупателей.

Лояльные клиенты — костяк продаж. Они покупают регулярно и больше остальных. У компаний, имеющих высокий loyalty:

  1. выше LTV; 
  2. больше постоянный доход;
  3. постоянно появляются новые покупатели, узнавшие о компании от лояльных клиентов.

Условия для обретения лояльности

Привлекательная девушка-продавец или необычная реклама — это может сработать для одноразовой покупки, но мало, чтобы заполучить приверженца бренда. Необходимо:

Разновидности лояльности клиента

Различают несколько подвидов лояльности:

Как зарождается лояльность

Лояльность клиента развивается поэтапно:

  • Первое знакомство. Покупатель приходит в вашу фирму впервые. Он случайно наткнулся на магазин при прогулке, увидел рекламу, или же пришёл по рекомендации знакомых. Человек изучает ваш продукт, составляет свое субъективное мнение. В результате он может:

— покинуть магазин, не совершив покупки;

— принять решение совершить покупку, но позже ( например, потому что не имеет достаточно средств, или ассортимент в целом понравился, но нет необходимости в его сиюминутном приобретении);

— сделать покупку сразу.

Первый случай, как правило, заканчивается ничем. Вторая ситуация тоже спорная. Например, посетитель может забыть, уйти к конкурентам, передумать. В третьем сценарии появляется возможность получить лояльного клиента. Но решающим будет второй этап.

Как оценить лояльность клиентов

С помощью двух характеристик: NPS и CSI.

NPS — индекс готовности ваших покупателей рекомендовать продукт или компанию. Для определения NPS проводят опрос (с помощью почтовых рассылок, SMS-сок, звонков, чат-ботов и т. п.), цель которого — определить численность удовлетворенных покупателей, нейтрально настроенных клиентов и критиков. Попросите клиентов дать оценку компании от 0 до 10 баллов. 

Клиенты, поставившие менее 7 баллов, попадают в группу негативно настроенных покупателей, 7–8 баллов — нейтральные, 9–10 — довольные клиенты. 

Для расчёта лояльности покупателей используют формулу:

NPS = (количество довольных клиентов – количество недовольных клиентов)/общее количество опрошенных × 100 %.

Удобнее всего проводить NPS опрос, настроив автоматическую отправку письма после покупки. В DashaMail такая функция доступна на всех тарифах. Для этого зайдите в раздел «Авторассылки» в личном кабинете и выберите «создать NPS-опрос». В письмо можно загрузить лого компании и оформить в корпоративных цветах:

Как провести NPS-опрос
Пример NPS-опроса

В результате вы получите развернутую статистику:

Результат NPS-опроса

CSI — показатель удовлетворенности не компанией или её продукцией в целом, а определенным критерием. Определяется также на основании опросов, но с разбивкой по основным факторам: цена, уровень обслуживания, качество и другие. После этого вычисляется относительная значимость каждого фактора. Все оценки объединяются в одну, выражающую общую удовлетворенность.

Формула CSI выглядит так:

CSI = весовой коэффициент × (количество довольных клиентов – количество недовольных клиентов)/общее количество опрошенных × 100 %.

Иногда применяют дополненный NPS — CLI, в котором клиенты отвечают на дополнительные вопросы. Например, порекомендовали бы фирму, сделали бы покупки, хотите ли бы попробовать другую продукцию бренда и т. п. 

Оценку лояльности можно провести и на основании динамики величины чека, а также метрики RepurchaseRate. Для расчета нужно количество покупателей, совершивших за определенный период свыше двух покупок, разделить на общее число потребителей и умножить на 100 %. 

Как приумножить лояльность клиентов, используя почтовую рассылку

Методов обретения и улучшения лояльности множество: от банального «спасибо» и искренней улыбки, до сложнейших многоэтапных инструментов. В онлайн-бизнесе наиболее эффективным инструментом считается емайл-рассылка. Путем постоянного взаимодействия компания формирует отношения с клиентами. Автоматизированные рассылки помогают формировать актуальные предложения при минимальных временных и трудовых затратах.

Ведение email-рассылки — это целое искусство. Вот несколько советов, которые помогут снискать доверие ваших клиентов через письма и повысить продажи.

Сегментируйте базу подписчиков

Чтобы предложить покупателю продукт, наиболее подходящий под его потребности, важно проанализировать его жизнь, изучить вкусы, ожидания. На основании проведенной аналитики можно разбить всех потребителей на группы по поведению и интересам.

В этом помогут:

Персонализируйте сообщения

Простейший пример — обратиться к человеку по имени в письме. Этим вы показываете, что обращаетесь к конкретному человеку, а не к безликому почтовому адресу в рассылке.

Но этим персонализация не ограничивается. Можно также:

Добавить в письма игровую составляющую и драйва

Весёлые, позитивные, увлекательные письма — возможность вызвать «вау эффект» у клиентов. Представьте, как здорово, когда постоянный покупатель, маясь от скуки, или находясь в плохом настроении, открыл ваше письмо, прочитал его и улыбнулся! Красивая картинка с оригинальной надписью, смешной анекдот, увлекательный тест, простенькая, но интересная игра — проявляйте фантазию и не давайте своим клиентам скучать. Использование приёмов геймификации в емейл маркетинге помогает разнообразить общение.

Парочка примеров для вдохновения:

Пример email-рассылки с ребусом
Пример рассылки с развлекательным контентом

Публикуйте полезный контент в рассылках

Помните историю в начале статьи о том, как обрадовалась коллега, узнав об оригинальном способе завязывания шарфа? И это работает!

Людей раздражают однотипные рассылки — со временем они их просто не открывают или и вовсе отписываются. Чередуйте продающие и контентные письма, чтобы повышать лояльность и поддерживать интерес к подписке. Контент может быть самым разным:

Пример рассылки интернет-магазина с подборкой готовых образов для детей. Обратите внимание на теплый эмоциональный посыл письма:

Пример email-рассылки с подборкой материалов

Кейс 1. Туроператор готовит советы путешественникам:

Если какой-то из советов пригодится человеку в путешествии, он будет благодарен компании и подробно поведает об этом своему окружению.

Пример рассылки магазина Связной с предложением заняться планированием отпуска. Это приятный процесс, не правда ли?

Пример рассылки с полезными материалами

Кейс 2. Магазин стройматериалов делится чек-листом по оборудованию и материалам для начинающих строителей, возводящих деревянный дом. Советы из письма сокращают время на поиск информации, а это важно, когда идет стройка.

Узнавать мнение клиентов и учитывать их пожелания

Чем лучше у компании получается угадывать желания клиентов и удовлетворять их потребности, тем лояльнее они становятся в дальнейшем. Есть много инструментов, позволяющих получить обратную связь. Можно провести опрос с помощью рассылки — в DashaMail для этого есть специальный функционал.

Рассылка позволит отслеживать удовлетворенность клиента компанией на всех этапах взаимодействия:

Также отпросы можно проводить, чтобы «разбудить» подписчиков и вовлечь их во взаимодействие с брендом. Для этого нужно подобрать актуальную тему. Пример актуального опроса от сервиса Мегаплан:

Пример опроса в рассылке

Также не забудьте заинтересовать клиента, чтобы он потратил время на ответы. Это может быть дополнительная скидка, бесплатный полезный продукт, пробники и прочее, в зависимости от специфики бизнеса.

Как чат-боты помогают поднять лояльность

Чат-боты, виртуальные собеседники, — еще один полезный инструмент. При этом они не только позволяют повысить лояльность, но и оптимизируют, ускоряют работу менеджеров. Чат-бот на отлично справляется с часто повторяющимися вопросами: о графике работы, особенностях доставки, способах оплаты, наличии товара и т. д., переведут сложный вопрос на специалиста. Боты могут в одно и то же время работать с большим потоком запросов в режиме 24/7, что существенно сокращает время ожидания и улучшает представление людей о сервисе.

Чат-боты можно использовать для рассылки полезного контента. Например, одна известная школа онлайн-курсов программирования периодически делится через Telegram-бота полезными инструментами, тематическими ресурсами, бесплатными видеоуроками. Материалы действительно полезные, подписчики признательны, их лояльность растет. Изредка приходят предложения записаться на платные занятия, но это не воспринимается агрессивно. Более того, с учётом пользы получаемого контента, пользователи сами часто задумываются пройти платное обучение.

Если стоит цель завоевать доверие целевой аудитории, продемонстрируйте в рассылках как решаются проблемы клиентов. Опишите возникшую ситуацию и то, каким образом ее удалось решить. Подтвердите свои слова отзывами. Например, та же школа программирования разбирает главный страх новичков — отсутствие опыта и портфолио. Подписчикам показывают, как проходит обучение (участники курсов во время обучения выполняют совместный проект, пополняют свое портфолио). Здесь же показывают отзывы успешных студентов со ссылками на их страницы. Многие из них устроились в IT-компании, успешно работают и повышают своё мастерство, вырастают из юниоров Middle и Senior-разработчиков.

С помощью чат-ботов можно оперативно уведомить своих подписчиков о нововведениях, акциях, скидках. Клиент всегда в курсе всех событий и ощущает вашу заботу.

Так же, как и в случае с письмами, в чат-ботах можно использовать и приемы геймификации, сторителлинга. Например, можно высылать частями увлекательную историю. Подписчики сопереживают герою публикации, проводят параллели со своей жизнью и с нетерпением ждут новых публикаций, чтобы узнать, что будет дальше.

Можно обучить бота чувству юмора, если это не противоречит тональности бренда. Юмор поднимает настроение, что положительно сказывается на отношении к компании. Использование смайликов и приветливое обращение также вызывают позитивные эмоции.

В целом, людям намного проще подписаться на бота, чем общаться с живым оператором.

Подведем итоги

 Приверженность бренду невозможно купить скидками, навязать. Её нужно заслужить, искренне заботясь о клиентах, принося им реальную пользу, предлагая качественный продукт. Email-рассылки вам в этом помогут! Главное, создавайте письма с душой, и ваши клиенты обязательно это оценят.

опросы в письмах
Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Даша Савицкая
2022-08-01
Поставьте оценку
Загрузка...
Подпишись на рассылку новостей
Только полезная и актуальная информация без спама