Некоторые компании собирают подписчиков годами, никак с ними не контактируют, а потом решают запустить email-рассылку. Чтобы она стала успешной, сначала нужно реанимировать базу. Рассказываем, как сделать это правильно.
Зачем нужно реанимировать базу?
В email-маркетинге существует несколько направлений работы с неактивной аудиторией:
- Реанимация базы – компания никогда не делала рассылку или в последний раз отправляла ее более 3 месяцев назад.
- Реактивация подписчиков – пользователи перестали открывать письма. Подробнее о том, как вернуть интерес мы рассказали в нашем блоге.
- Реактивация клиентов – подписчики не совершили покупок или не пользовались сервисом долгое время. Подробнее об удержании клиентов читайте в нашем кейсе.
Сегодня мы расскажем про первую ситуацию, когда аудитория неактивна просто потому что мы с ней давно не работали.
Ситуация: на сайте есть форма подписки, пользователи оставляют свои email-адреса, но письма им не отправляются. Когда дело доходит до запуска рассылки, не исключен провал, и вот почему:
- Подписчики уже забыли о вас. Пользователи оставляли согласие на получение рассылки так давно, что могут не помнить об этом. Когда письмо придет, они, скорее всего, отправят его в спам.
- Битые электронные адреса. Адрес написали с ошибкой или ящиком давно не пользуются, поэтому письма на них доставить невозможно. Если возвратов будет много, рассылка может попасть в спам.
- Спам-ловушки. Для борьбы с мошенниками провайдеры создают спам-ловушки. Это новые адреса или заброшенные имейлы, которые автоматически поступают на службу почтовых систем в среднем через полтора года простоя. Если отправлять письма таким контактам, можно попасть в черный список.
Поэтому перед запуском рассылки базу нужно реанимировать.
Как провести реанимацию?
Чтобы провести реанимацию, нужно выполнить несколько шагов.
1. Очистите базу от нерабочих адресов
Для этого нужно:
- Исправить ошибки в адресах (ххххх@gmail.ru).
- Удалить несуществующие домены (xxxxx@ghtjjtkj.ru).
- Исключить дубликаты.
Такого рода очистку базы Даша делает автоматически уже при импорте базы с помощью инструмента Даша.Фиксик. Но часто бывает так, что визуально корректный адрес оказывается всё таки несуществующим. Как же узнать все ли контакты в базе рабочие? Для этого необходимо использовать специальные инструменты. Например, у DashaMail для этой цели есть встроенный валидатор.
Эти сервисы платные. Если средств на них нет, можно вычищать базу вручную: отправляйте письма небольшими порциями, начиная с более свежих контактов и постепенно добавляйте в рассылку старые. В процессе работы с базой из нее будут автоматически исключаться невалидные адреса, и потенциально плохая статистика по старым адресам “растворится” в хорошей по уже проверенной части базы. Однако имейте в виду, этот подход всё равно не защитит вас от попадания в СПАМ-ловушки. Поэтому хорошенько подумайте стоит ли так рисковать и экономить на своей почтовой репутации?

Качественный сервис email-маркетинга по доступной цене! Удобный редактор для создания эффективных писем, планировщик отправки, авторассылки, детальная статистика и аналитика. Дружелюбная и отзывчивая техническая поддержка.
2. Сегментируйте базу
Разделите аудиторию на части, чтобы каждая группа получила свой вариант реанимационного письма. Сегментировать подписчиков можно по полу, возрасту, часовому поясу, географии и другим значимым для вас критериям. Например, у косметических магазинов это могут быть тип кожи или волос, у детских – возраст ребенка. Так вы сможете подготовить максимально релевантный контент для каждого сегмента целевой аудитории, что повысить эффективность всей кампании.
Помните, надо не просто провести сегментацию базы, но и подготовить индивидуальное письмо для каждого группы подписчиков, подчеркнув в теме или содержании письма, что вы пишите именно им. Напомните подписчикам где и когда они давали согласие на получение ваших рассылок и расскажите, чем ваши письма будут полезны именно им.
3. Составьте реанимационную серию писем
Помимо превышения лимитов почтовых провайдеров по ошибкам в доставке, попасть под санкции почтовых провайдеров можно еще и за большой процент жалоб на СПАМ. Риск этого снижает грамотно составленное первое письмо. Именно поэтому при реанимации базы особенно важно уделить ему особое внимание. Чтобы избежать жалоб в первом письме следует:
- напомнить, кто вы такие и как клиент подписался на вас;
- рассказать о преимуществах получать рассылку;
- предложить бонус или скидку.
Если подписчик прочитал первое письмо и не отписался, его можно считать реанимированным, если нет – отправляйте второе. В нем расскажите о преимуществах рассылки и разместите ссылки на актуальные материалы (новинки, дайджесты, акции). Можно упомянуть, что вы уже отправляли сообщение, но ответа не получили. Если письмо осталось непрочитанным, высылайте третье с уведомлением об удалении подписчика из базы.
4. Настройте домен отправки и проверьте свою почтовую репутацию
Перед запуском рассылки обязательно настройте домен и проверьте почтовую репутацию. Для этого внесите в DNS домена записи SPF, DKIM и DMARC и узнайте, не находится ли компания в блэклисте.
Прежде чем доставить письма адресатам, почтовый провайдер анализирует технические настройки домена: защиту от злоумышленников (SPF) и метод email-аутентификации для обнаружения подделки сообщений (DKIM). К подозрительным письмам применяется DMARC-политика домена: пропустить рассылку, направить в спам или заблокировать отправку.
Почтовая репутация складывается из множества факторов: статистики возвратов, отписок, жалоб, репутации IP-адреса и домена. Недобросовестные отправители спама попадают в черные списки. Подробнее о них мы рассказали в нашей статье.
Проверить, находится ли ваше доменное имя или IP-адрес в блэклисте, можно вручную. Но проще использовать специальные инструменты, например, встроенный в DashaMail сервис MXToolBox.
5. Запускайте рассылку
Реанимационную рассылку нельзя отправлять всей базе сразу. Почтовые провайдеры еще не знают можно ли вам доверять. Резкий скачок активности вызовет сомнение и может обернуться блокировкой.
«Подогреть» домен поможет простой способ: наращивайте трафик постепенно. Сегодня рассылку отправили 500 контактам, завтра – 1000, послезавтра – 2000 и т. д. Не забывайте: первые получатели – самые «свежие», то есть те, кто поделился своим адресом недавно. Автоматически растянуть таким образом отправку можно с помощью инструмента “единая политика коммуникаций” в DashaMail или запустив плавную рассылку.
6. Проанализируйте результаты
Подведите итог реанимации.
- Если подписчик прочел хотя бы одно письмо и согласился получать их, оставляйте его в базе: разрабатывайте email-маркетинговую стратегию, настраивайте автоматизацию и проводите рассылки регулярно.
- Если подписчик не открыл ни одного письма, удаляйте его из базы. Читать и покупать он не будет, а вот испортить репутацию может.
Выводы
Реанимация позволяет начать email-кампанию максимально эффективно. Чтобы провести ее правильно:
- Валидируйте базу. Удалите «битые» и несуществующие адреса и дубли.
- Подготовьте реанимирующее письмо (или серию). Продумайте тему, прехедер, имя отправителя, макет. Сделайте яркой кнопку «Получать рассылку». Письмо должно быть релевантным для каждой группы подписчиков.
- Проверьте почтовую репутацию. Убедитесь, что ваше доменное имя или IP-адрес не занесены в черные списки. Настройки DKIM&SPF на домене.
- Наращивайте трафик плавно. Начинайте с самых «свежих» подписчиков, плавно увеличивайте количество получателей не более чем вдвое день за днем.
Желаем вам только заинтересованных подписчиков! А если потребуется помощь, обращайтесь к DashaMail.