Новички часто отождествляют два понятия: email-маркетинг и email-рассылку. На практике эти термины не взаимозаменяемы. Если коротко, email-маркетинг – это комбинация действий с четко разработанной стратегией, конечная цель которого, как правило, – увеличение количества клиентов и рост прибыли. Email-рассылка же – инструмент достижения цели. Но на этом различия не заканчиваются. Рассмотрим, в чем особенности и функции email-кампаний в целом, и почему email-маркетинг до сих пор актуален.
Качественный сервис email-маркетинга по доступной цене! Удобный редактор для создания эффективных писем, планировщик отправки, авторассылки, детальная статистика и аналитика. Дружелюбная и отзывчивая техническая поддержка.
В чем разница: объясняем на пальцах
Email-рассылка – это письмо, отправленное одновременно нескольким получателям, например, с корпоративной почты molodec@molodec.com. Оно может уходить с почтового клиента / web-интерфейса или с помощью специализированного сервиса. Но пока это всего лишь рассылка электронных писем. Если поставить соответствующие галочки при формировании рассылки, то можно даже получить статистику о том, что письмо доставлено и открыто получателями. И всё.
Кроме того, зачастую под email-рассылкой понимают спам, то есть отправку писем без предварительного получения на это согласия. Email-маркетинг же подразумевает работу только с легитимной базой. А сбор таких подписчиков – отдельная часть стратегии.
Email-маркетинг – это система целей и план действий, последовательных, вложенных друг в друга по типу матрешки: первая – самая простая, очевидная, поверхностная, последняя – это ядро, конечная цель. Это эффективный инструмент интернет-маркетинга через который бренд напрямую коммуницирует с потенциальным или существующим клиентом. Email-маркетинг направлен в том числе на увеличение лояльности в отличие от спам-рассылок, которые вызывают только негатив.
Цель email-маркетинга
У самурая нет цели, только путь. А у маркетолога цель должна быть обязательно. Без нее невозможно понять куда двигаться и как; не получится и оценить эффективность работы. Поэтому создание стратегии email-маркетинга начинается именно с постановки цели, релевантной задачам бизнеса.
В маркетинге все цели, как правило, делятся на три типа: направленные на повышение информирования, лояльности и продаж. Но, чтобы цель достичь, её необходимо четко сформулировать. Для этого определите метрики, по которым будет оцениваться успех или неуспех и обозначьте сроки их выполнения.
Примеры целей email-маркетинга:
- Приводить не менее 10 000 посетителей на сайт из email-рассылок ежемесячно;
- Доля продаж в email-канале не менее 20% в 2024 году;
- Повысить ROI email-маркетинга на 15% за квартал.
Научитесь эффективно ставить цель с помощью SMART-критериев
После того, как будет сформулирована цель, определяем путь к ней.
Стратегия email-маркетинга
Стратегия email-маркетинга, как и любого маркетингового инструмента, важна, так как описывает путь и план достижения поставленной цели. Ведь, когда цель определена, важно подобрать подходящие именно вам механики.
Базово стратегия email-маркетинга состоит из следующих блоков:
- Анализ целевой аудитории: email-маркетинг, являясь частью маркетинга в целом, базируется в первую очередь на анализе целевой аудитории.
- Сбор базы подписчиков: где искать подписчиков и как собирать доказательства согласия на получение рассылок?
- Приветственная серия писем: какие письма будут приходить новым подписчикам?
- Контент-план массовых регулярных рассылок: о чем и как часто писать подписчикам? Как сегментировать рассылки?
- Авторассылки: какие коммуникации можно автоматизировать?
- Реактивация базы: что делать с подписчиками, которые не читают письма?
В разных нишах бизнеса акцент в стратегии email-маркетинга ставится на разные блоки. Там, где длинный цикл сделки и мало или нет повторных продаж, особое внимание уделяется приветственной серии писем; e-commerce-проекты «делают ставку» на массовые рассылки и триггерные (автоматические) письма.
Заметьте главное отличие email-рассылки от email-маркетинга: email-маркетинг, как и любой маркетинг, опирается на аудиторию. С ее анализа и сбора базы всё начинается. И только после этого переходим непосредственно к рассылкам, которые по факту являются инструментом email-маркетинга и его частью.
Подготовить релевантные продающие рассылки можно только, понимая кому и зачем вы будете их отправлять. Рассмотрим пример, где вы взращиваете своего клиента/потребителя путем отправки ему серий электронных писем, каждая из которых – та самая матрешка, решающая конкретную задачу на пути к истинной цели.
У вас новый товар с которого планируется определенная выручка. Для продажи его надо продвинуть на рынок. Клиент не купит товар, если не убедить в его в нужности. Значит, надо, чтобы клиент вам доверял. Доверять вам он может по нескольким причинам. В зависимости причины, будет меняться и стратегия. Рассмотрим три основные.
- вы оказали клиенту услугу, то есть выручили его. Email-рассылка в этом случае будет направлена на повышение кредита доверия (самая большая и заметная для нас матрешка). Для её реализации мы будем предоставлять бесплатные услуги, делать заманчивые предложения и давать скидки.
- вы зарекомендовали себя как фирма-специалист, ваш авторитет признают. В этой ситуации в рассылках писем по email делитесь эксклюзивным и полезным контентом, дающим понять: мы знаем, с чем имеем дело и о чем говорим. Мы –профессионалы.
- клиент симпатизирует, хотя ничего не знает о компании? Несомненно причины симпатизировать у клиента есть, но он их ещё не совсем осознает. Берем его тем, что наши письма красочно оформлены, написаны простым, доступным для понимания языком и без ошибок (логических, орфографических и др.). «Не пересушиваем» содержание, а разбавляем его уместными шутками, присказками, поговорками и замечаниями, показывая тем самым, что у нас единые культурные корни, мы на одной волне.
Мы говорим клиенту: «Мы – ваше отражение, а значит вы можете доверять нам, как себе». Использование email-маркетинга дает вам возможность «залезть в карман» к владельцу электронного адреса, если вам удалось «запасть ему в душу». И этот пункт – как раз о «запасть в душу».
Продумать тактику и стратегию серии email-писем, ее содержание (текстовое, графическое, смысловое), эмоциональный заряд, количество и периодичность рассылок, кому, когда и как отправлять письма – это и есть email-маркетинг.
А вот когда после установления доверия вам удастся не только продвинуть новый товар, но и добиться определенного объема продаж – поздравляем! Вы дошли до последней матрешки! Это и есть крутой и грамотный email-маркетинг.
Почему email-маркетинг работает?
Начинающие маркетологи, не видя разницу между email-маркетингом и email-рассылками, начинают отправлять рассылки без анализа целевой аудитории и сбора согласий, попадают в СПАМ и делают вывод, что этот канал не работает. Но это не так.
Да, сейчас люди много времени проводят в социальных сетях и мессенджерах, и может показаться, что искать аудиторию и работать с ней надо там. Но продвижение в соцсетях сильно отличается от email-маркетинга. Ответьте на два вопроса:
- Где ведется рабочая переписка?
- Для чего заходят в социальные сети?
Даем подсказку: для большинства людей электронная почта – надежное место для деловых переписок, а социальные сети – место отдыха. Чувствуете разницу? Поэтому email-маркетинг до сих пор остается более эффективным инструментом продвижения товаров, услуг или личного бренда, чем социальные сети.
Кроме того, email-маркетинг выигрывает у социальных сетей и мессенджеров по надежности. Группу или страницу в социальных сетях, номер могут заблокировать, а email всегда остается с вами. Главное, следить за своей почтовой репутацией и не отправлять спам.
Но это не значит, что для продвижения не нужно использовать социальные сети. При правильной маркетинговой стратегии email и smm работают в связке. О там как этого добиться, читайте в статье.
Главное отличие этих каналов в том, что SMM в первую очередь направлен на привлечение новых покупателей, а email особенно хорош для возврата и удержания. Хотя он также помогает и повышать конверсию в первую покупку.
К тому же, email дешевле. Отправка письма стоить копейки. Своя база подписчиков – это большой актив маркетолога.
Какие задачи он решает:
- Увеличение повторных продаж. Удержать клиентов проще и дешевле, чем привлечь новых.
- Оптимизация расходов на маркетинг. Email-рассылки хорошо окупаются и приносят больше денег, чем вы в них вложили.
- Возможность увеличить охват. Электронная почта есть практически у всех, так она требуется для регистрации соцсетей и аккаунтов на других платформах, а также для комфортного использования разных программных продуктов.
- Создание репутации эксперта. Если вы сосредоточитесь не только на рекламном, но и на обучающем контенте, пользователи будут больше вам доверять и считать экспертом.
- Повышение конверсии. Если речь об онлайн-продажах, то email-рассылка писем клиентам обеспечивает 10-30% сделок.
- Выход на другие каналы связи с аудиторией. Зная электронный адрес пользователей, вы можете найти их в социальных сетях или рекламных платформах поисковых систем и таргетироваться на них.
Особенности email marketing
E-mail маркетинг – относительно недорогой рекламный канал, который легко настроить и запустить. От вас требуется настроить рассылку в сервисе, например в DashaMail, и платить непосредственно за инструмент. Из дополнительных расходов – оплата работы копирайтера для написания текстов, если лично нет на это времени.
Плюсы email-маркетинга
Обширная аудитория
Email-адрес есть практически у каждого взрослого человека, а значит и у всей платежеспособной аудитории. По примерным оценкам компании Google в мире зарегистрировано 5 млрд электронных ящиков. Поэтому этот канал подходит для взаимодействия с разными сегментами аудитории. Осталось только заинтересовать их в вашей рассылке.
Независимость
Клиентская база – ценный актив для компаний в наше время. Если есть база клиентов, есть покупатели, поддержка, рекомендации и др.
И если при смене социальной сети вы неизбежно потеряете часть подписчиков, то при смене сервиса email-рассылок наработанная база целиком уйдет вместе с вами. Вы не потеряете ни одного подписчика.
В DashaMail вы можете:
- загрузить адресную базу файлом формата .xls, .xlsx, .xml, .csv, .ods, .slk, gnumeric;
- импортировать базу контактов из других сервисов email-маркетинга.
Синергия с другими маркетинговыми инструментами
Email-маркетинг сочетается с другими маркетинговыми активностями, эффективно работает как основной или дополнительный канал продвижения.
Предпочтительный канал коммуникации
Для большинства людей электронная почта – место где комфортно получать информационные рассылки. Это не назойливый канал, уважающий личное пространство, ведь в почту заходят только тогда, когда готовы читать письма. Письмо не откроется само, пока этого не захочет получатель. Таким образом вы говорите с клиентом только, когда он готов слушать.
Не придется вручную вписывать все адреса и править оформление, это сделается автоматически.
Кроме того, инструменты DashaMail позволяют автоматизировать отправку цепочек писем в ответ на определённые действия или бездействия подписчиков.
Подробнее про возможности автоматизации в нашей Базе знаний
MindMap интерфейс для запуска авторассылок
«Живые» клиенты
Email-рассылка отправляется исключительно тем пользователям, которые дали на это согласие, то есть они уже готовы контактировать с вашим брендом.
Кроме того среди инструментов сервиса есть валидатор для чистки базы. Валидация – это механизм проверки и аналитики, который исключает из базы адреса, начертание которых не соответствует стандартам электронной почты, дубли и известные алиасы адресов. Это платная функция, но она защищает вашу почтовую репутацию.
Обратная связь и полноценная презентация товаров и услуг
Email-маркетинг позволяет создавать цепочки писем, вставлять в них фото и видео, полные описания и призывы к действию. У рекламы других форматов такого обширного функционала нет.
Кроме того, вы можете самостоятельно регулировать количество точек контакта пользователя с рассылкой.
Оформление сообщений
Современные сервисы создания email-рассылок имеют широкие возможности настройки дизайна письма. В DashaMail вы можете сверстать письмо в удобном онлайн-редакторе с понятным интерфейсом или воспользоваться готовыми шаблонами писем.
Рост вероятности конверсии
Регулярность рассылок и кропотливая работа над каждым письмо дают результат. Email-маркетинг — это всегда работа с отложенным эффектом, задел на будущее.
Низкая стоимость
Email-рассылки один из самых экономных рекламных каналов. Вы платите только за количество отправленных писем или за количество подписчиков в базе.
Сервис DashaMail позволяет бесплатно работать с базой до 100 подписчиков. Стоимость отправки писем на 1000 подписчиков ежемесячно всего 760 руб.
Благодаря невысокой стоимости email-рассылки дают отличные показатели по окупаемости. Вы привлекаете больше новых клиентов, сохраняете отношения, напоминаете о себе и получаете повторные покупки.
Email-маркетинг это не только процесс, но и набор инструментов, позволяющий: корректно составить письмо, создать и отправить рассылку, получить информативную статистику, дать количественную и качественную оценку, поддерживать актуальность и заинтересованность базы подписчиков, пополнять ее и многое другое.
Не забывайте использовать этот канал в маркетинговой стратегии. В нем содержится огромный ресурс и возможности.
А если вы всё ещё не знаете с чего начать, начните с удобного и простого сервиса создания и отправки email-рассылок DashaMail. С ним вы создадите свою первую рассылку уже сегодня.
О том, как запустить email-рассылку читайте в статье «Как сделать рассылку по email самостоятельно за 9 шагов».