Вспомните, что происходит, когда клиент наконец оформил заказ. Вы можете быть на седьмом небе от счастья, что сделка совершена. Даже может показаться, что задача решена и можно расслабиться. Спешим вас огорчить – сейчас начинается самое интересное. Ведь маркетинг не ограничивается только привлечением клиента. Покупка – только первый шаг. На этом уровне подключается маркетинг постпродаж. Ведь удержание и возврат клиента дешевле и выгоднее привлечения новых клиентов.
Постпродажные email-рассылки позволяют:
- Собирать отзывы и рекомендации
- Удерживать клиента (сформировать лояльность конкретно к вашему бренду).
- Заинтересовать его в повторных покупках (сделать разового клиента постоянным).
- А потом повторять схему снова и снова.
Если изучать вопрос в контексте ведения рассылок, предлагаем поговорить об инструменте под названием постпродажная серия email-писем. При качественной реализации она справится с поставленной перед ней задачей.
Постпродажная серия: что она из себя представляет?
Каждое письмо покупателю после совершения главного целевого действия в комплексе – это и есть серия post-purchase. Своеобразная «антология», куда можно включить разные виды и типы писем (каждый случай уникален):
- Сообщение с деталями заказа (что конкретно человек купил, характеристики товара, предполагаемая дата доставки, способ оплаты и др.). Это транзакционное письмо, улучшающее клиентский опыт.
- Красиво оформленное предложение о покупке сопутствующих товаров – это всеми любимый кросс-селл или письмо с более дорогими товарами (ставка на повышение цены – не менее любимый апселл).
- Просьбы об оставлении отзыва и других действиях (подписка на соцсети, прохождение опроса и прочее).
Приведем наглядный пример того, как может выглядеть в классическом восприятии постпродажная серия для магазина. Допустим, человек заказал рюкзак. Покупка прошла успешно, и тут на почту начинают приходить письма:
- В первом письме выражается радость и благодарность за выбор вместе с деталями заказа.
- Во втором письме продавец предлагает бонус и скидку на следующие покупки вместе с перечнем релевантных товаров.
- В третьем письме уже довольный покупатель находит просьбу – оставить отзыв (без давления, конечно). Для этого можно воспользоваться, например, NPS-опросами в DashaMail.
Вы создаете своеобразный «сериал», где каждое постпродажное письмо решает свою задачу, вовлекая клиента во взаимодействие, увеличивая градус лояльности и возможность сотрудничества в перспективе.
Зачем нужны письма после покупки? Признаки пользы
Практический опыт показывает, что письма после продаж были и остаются одним из самых рабочих инструментов в рамках бизнеса в сфере онлайн, что очень мотивирует их отправлять. Оттолкнемся от статистики:
- Открываемость «подскакивает» на 217%.
- CTR увеличивается на 500%.
- Доходы стремятся вверх (+90% на каждого клиента, если сравнивать с классическими email-кампаниями).
Вы можете быть поражены «космическими» результатами. Мы тоже, но их легко объяснить. Что такое покупка и оформление заказа? Это наглядная демонстрация лояльности и доверия со стороны клиента. Он максимально открыт к контакту и взаимодействию, способен рассмотреть и другие предложения, если действовать аккуратно. Качественно составленное письмо клиенту после продажи – словно зерно пшеницы, попавшее в плодородную почву после удобрения, этим и объясняется такой эффект.
Польза очевидна:
- Вы получаете возможность увеличения продаж на каждого покупателя в рамках повышения так называемой пожизненной ценности (термин LTV).
- Путь для экологичного сбора реальных отзывов (социальных доказательств) и изучения опыта клиента, который бесценен в рамках использования в маркетинговой стратегии.
- Демонстрация искренней заботы о клиенте. Это всегда работает на повышение лояльности в будущем.
- Если вас искренне рекомендуют, это прямой путь к привлечению новых клиентов.
Весьма радужный горизонт событий, мотивирующий освоить post sale, если вы еще этого не сделали, и пожинать плоды.
Постпродажная серия: какие сообщения включать в нее?
Каждый случай уникален, и это не шаблонная фраза, а суровая реальность. Мы можем дать только приблизительный алгоритм, помогающий найти свой «путь самурая». Мы собрали топовые и ходовые виды писем, которые бизнес часто использует для постпродажных серий.
Письмо-благодарность за оформление заказа и покупку (часто идет вместе с деталями заказа)
Это самый логичный и последовательный ход, так как самое простое, что вы можете сделать – это сказать «Спасибо». Часто в это письмо добавляют сведения о заказе (его комплектацию и другие параметры, хотя можно для этого сформировать отдельное письмо). Дополнительный аргумент «за» – многие покупатели ждут такое письмо, оно служит своеобразным подтверждением того, что вы получили заказ, он нигде не потерялся, при вводе данных не было ошибки и пр.
Предложение скидки на следующие заказы или бонусные баллы на внутренний счет
Вы и сами любите, когда вам делают выгодные предложения, которыми вы с удовольствием воспользуетесь. Сюда можно отнести такие инструменты, как:
- Скидки.
- Cashback.
- Бонусы и другие решения.
Подумайте, как правильно предложить скидку в письме, отталкиваясь от особенностей бизнеса. Программы лояльности – это мотивация в чистом виде, чтобы вернуться к вам вновь, делать покупки и рекомендовать отличного продавца родным и близким. Клиенту всегда жалко упускать выгодные возможности, поэтому реализуйте их для него. Это в интересах обеих сторон.
Письмо с просьбой оставить отклик о покупке/товаре/услуге
Обратная связь и отзывы – весомые социальные доказательства:
- Это дает вам в руки возможность продолжать общение и мягко вести покупателя за руку к следующим заказам.
- Это очень важный контент, которому доверяют пользователи. Вы можете включать отзывы и в письма в рамках рассылки, и публиковать на сайте, в социальных сетях, чтобы все вокруг видели: у вас покупают, вы хорошо делаете свое дело, товары качественные.
Конечно, важно корректно написать такое письмо, чтобы оно пришло вовремя, чтобы клиент был готов дать отклик, и у него уже был положительный опыт взаимодействия с вами.
NPS-опрос в сервисе DashaMail позволяет выстраивать разные сценарии работы с разными сегментами клиентов в зависимости от оценки, которую они поставили. Так, о критиках можно сообщить в службу клиентского сервиса для отработки негатива, а у лояльных попросить оставить отзыв на открытых площадках, чтобы повысить рейтинг своего магазина и привлечь, благодаря этому, новых клиентов.
Отправляя письмо с просьбой об отзыве, учитывайте специфику товара. Например, если это техника, подождите хотя бы неделю – человеку нужно время, чтобы понять, удобно ли ею пользоваться. Если же у вас купили зимние сапоги летом (бывают и такие предусмотрительные люди), вряд ли есть смысл запрашивать отзыв сразу – это покупка на будущее, и пока не наступят холода, клиент ничего не сможет сказать по поводу обуви.
Советы и рекомендации по использованию купленного товара
Очень интересный и полезный формат, который демонстрирует заботу о клиенте и ничего не продает. Ведь то, насколько удовлетворен покупатель, прямо влияет на его желание покупать у вас вновь. Если вы продаете сложный в освоении продукт, имеет смысл включить в серию писем после продажи полезные советы и рекомендации.
Например, вы торгуете сложной техникой. Будет хорошо, если вы составите письмо-инструктаж, облегчающие клиенту освоение (возможно, дополнительно включить какие-то лайфхаки). В этом контексте имеет смысл провести аналитическое исследование, чтобы понять, какие вопросы задают чаще всего, выявить распространенные сложности и закрыть боли клиентов. Простой путь – посмотреть тематические форумы, изучить социальные сети, даже ввести название товара в поисковой системе и узнать, какие запросы там отображаются (те самые подсказки, которые выдает Google).
Рекомендации по товарам
Даже если пока клиент не на 100% готов к оформлению нового заказа, подумайте наперед и очень корректно подкиньте идею о том, что ему будет интересно. Эти письма – не новы. Мы говорим о формате кросс-рассылки и апселе. Простой пример – защитное стекло и чехол для телефона. Если человек не купил их сразу в одном заказе, есть смысл предложить аксессуары.
Тук-тук. Письмо-напоминание
Если компания торгует теми товарами, которые люди покупают периодически и систематически (например, косметика, канцелярия и так далее), можно время от времени отправлять письма-напоминания, стараясь добавить в них какую-то пользу.
Такая механика называется “прогноз следующей наиболее вероятной покупки”. Можно даже сделать серию. Отличный пример с линзами: в первом письме мы заранее напоминаем, что пора их обновить, а во втором рассказываем как вредно ходить в просроченных.
Приходите в гости!
Письма могут выглядеть как приглашения посетить социальные сети бренда/компании. Покупка совершилась, вы видите расположение человека к вам, межу вами уже завязалось какое-то общение, поэтому можно пригласить его в «команду», чтобы он всегда имел доступ к обновлениям и событиям. «Сверхцель» заключается в том, чтобы объединить в один пул SMM и рассылки – это минимизирует риск утратить контакт.
Будешь моим рефералом?
С помощью рассылки можно не только укрепить уже имеющиеся отношения с аудиторией, но и работать над привлечением новых клиентов. Отличный способ – реализация реферальной программы, и вы можете ненавязчиво предложить такой формат сотрудничества, обрисовав все плюсы для аудитории (процент от оформленных заказов или бонусы). Данный тип писем особо востребован в сегменте В2В, а также может стать палочкой-выручалочкой при продаже тех товаров и услуг, где в приоритете наличие персональных рекомендаций.
Полезные советы по настройке постпродажной серии писем
Предлагаем подумать, какие письма вы можете включить в «цепочку», чтобы она работала в контексте вашего бизнес-предложения. Рекомендуем делать это в таких временных рамках:
- Благодарность и детали заказа – мгновенно.
- Через 1-2 дня – предоставление скидки на следующий заказ.
- Через неделю (срок может меняться в зависимости от товара) – просьба об оставлении отзыва.
- После получения отзыва – рассылка промокодов (или других обещанных профитов).
Предлагаем достаточно простой алгоритм, который вы сможете потом доработать под себя. Он призван помочь в планировании постпродажного «сериала»:
- В первую очередь следует позаботиться о четкой работе технических аспектов. Программист должен настроить возможность передачи сведений об оформлении заказа, оставлении отзыва и других действиях, от которых зависит содержание письма.
- Составьте шаблоны каждого из писем в серии. Цель – упростить задачу и автоматизировать её.
- Генерация купонов, кодов на скидку. Это важный предварительный этап, в рамках которого вы продумываете систему поощрения, создаете разные (!) купоны для писем (в нашем случае для второго и четвертого сообщения в цепочке). Старайтесь время от времени менять промокоды, чтобы у клиентов не было возможности отдавать их других людям. Ведь тогда теряется ценность вашего предложения, «ломается» стратегия.
- Создание автоматизированной отправки по продуманной схеме. Сначала имеет смысл провести мини-тестирование, чтобы увидеть «пробелы» и «подводные камни».
- Внедрение цепочки для покупателей. Особенно важно первое время (несколько недель) отслеживать результаты и статистику, чтобы видеть, соответствует ли количество покупок и отправленных email-сообщений, проверять корректность отображения, проводить анализ CTR (клики). Это позволит оперативно выявить проблему и устранить ее без ущерба.
Как автоматизировать постпродажную email-рассылку в сервисе DashaMail?
Для того, чтобы запустить автоматическую отправку постпродажных email-писем в DashaMail, сначала нужно настроить передачу информации о заказах в сервис рассылки. Это можно сделать двумя способами: через интеграцию с базой или разместив трекер отслеживания событий.
Первый способ интеграции подразумевает хранение информации о заказах в базе подписчиков. Вы создаете поле, например, с количеством покупок и обновляете его по API. Так, в частности, работает готовый модуль интеграции с CMS inSales. Затем, в Автоматизациях вы задаёте стартовое событие на запуск постпродажной серии писем на обновление значения в поле с количеством покупок.
Второй способ — подключение CDP-модуля через размещение трекера отслеживания событий. Готовое техническое задание находится в разделе «Сайты» личного кабинета. Для настройки постпродажной серии писем достаточно передавать только информацию об оформлении заказа. Кстати, готовый модуль интеграции с 1С-битрикс умеет это делать в автоматическом режиме. Привлекать разработчика необязательно.
После того, как события об оформлении заказа начинают поступать в сервис DashaMail, вы сможете настроить триггерный сценарий в удобном блочном интерфейсе и запустить Автоматизацию. Например, для отправки письма в случае отсутствия повторной покупки в течение длительного времени, условие отправки будет выглядеть следующим образом:
Какой способ интеграции выбрать вам? Приходите на бесплатное персональное demo, мы изучим вашу ситуацию и подберем оптимальное решение ваших задач.
В качестве резюме: что нужно понимать?
Задача постпродажной серии писем — помогать в построении отношений с клиентами и стимулировать в перспективе новые покупки. Перед тем как выстраивать собственную цепочку, проанализируйте:
- Что вы будете продавать (особенности товаров и услуг)?
- Какой у вас тип бизнеса и конкурентные преимущества?
- Какие вы строите планы и чего еще хотите добиться в рамках отправки писем?
Огромный плюс в том, что вы можете легко и быстро настроить собственную цепочку с постпродажными письмами в сервисе DashaMail, реализовав передачу данных с сайта магазина, где оформляются заказы, в наш сервис. Сделать это можно в том числе и с помощью готовых модулей интеграции с 1С-битрикс и inSales. Это эффективный способ, как без магии и волшебства превратить разовых покупателей (иногда совершенно случайных) в постоянных лояльных клиентов. Приступим?