Современная библиотека — это уже давно не просто место, где можно взять на время книгу. Здесь регулярно проводятся чтения, лекции, мастер-классы, выставки и другие культурные мероприятия, что делает её центром образовательной и общественной жизни. И в этой статье мы обсудим как библиотеке собирать аншлаги вокруг своих событий с помощью email-рассылок.
Какие задачи библиотека может решать с помощью email-рассылок?
С помощью email-рассылок библиотеки могут решать различные задачи, но почти все они сводятся к достижению одной важной цели — повышению посещаемости. Для этого, во-первых, можно информировать подписчиков о новых поступлениях книг и материалов, а также о предстоящих мероприятиях и акциях. Во-вторых, рассылки помогают поддерживать контакт с читателями, напоминая о важности посещения библиотеки и участия в её жизни. В-третьих, библиотеки могут использовать email для проведения опросов и получения обратной связи, что позволяет улучшать услуги и адаптироваться к потребностям сообщества. У тех, кто оставляет положительные отзывы, можно попросить опубликовать их на открытых площадках, например, на Яндекс.Картах, или дать рекомендации в социальных сетях. И, наконец, с помощью рассылок можно распространять полезные ресурсы и давать рекомендации по чтению, помогая читателям открыть для себя новые интересные материалы.
Отправляя регулярно полезный контент, библиотека сможет повысить лояльность своей аудитории и сделать из однократных посетителей постоянных гостей. Письма помогут выстроить доверительные и дружеские отношения с читателями, и за счёт этого они будут приходить в библиотеку снова и снова.
Из неочевидного, с помощью почтовых рассылок библиотеки могут решать ещё и HR-задачи. Информируйте коллег о корпоративных мероприятиях и полезных ресурсах в электронных письмах и держите коллектив в едином информационном поле.
Подытоживая, обобщим. С помощью email-рассылок библиотеки могут:
- продвигать мероприятия;
- выстраивать доверительные и дружеские отношения с читателями и растить их лояльность;
- повышать посещаемость;
- привлекать новых посетителей;
- делать однократных посетителей постоянными;
- решать HR-задачи.
Как библиотеке собрать базу подписчиков?
Для работы в email-канале необходимо собрать свою базу подписчиков. Статья 18 ФЗ-38 «О рекламе» обязывает иметь доказательство согласия подписчика на получение рекламных рассылок, а ФЗ-152 «О персональных данных» — согласие ещё и на обработку персональных данных. Поэтому ни в коем случае не скачивайте базы из открытых источников, не покупайте и не берите у партнёров. Собирайте свою лояльную аудиторию. Как это сделать? Есть множество способов. Рассказываем о наиболее эффективных для библиотек.
Читайте в блоге: Где взять базу для email-рассылки: 14 способов собрать подписчиков?
При оформлении читательского билета
Когда человек приходит в библиотеку впервые оформлять читательский билет, можно сразу попросить его заполнить анкету и дать согласия на рассылку и обработку персональных данных. Бумажная анкета с проставленным чек-боксом будет служить неоспоримым доказательством его согласия, но дополнительно рекомендуем попросить владельца читательского билета подтвердить свой электронный адрес с помощью специального double opt-in письма.
Читайте в блоге: Double Opt-In или Single Opt-In: какое подтверждение подписки на рассылку выбрать?
Регистрационные формы на сайте
Если у вас на сайте есть какие-либо формы сбора email-адресов, например, регистрация личного кабинета, активация читательского билета, электронная заявка на получение книг из библиотечного фонда, запись на мероприятие и т.д., добавьте во всех них чек-бокс на получение рекламных рассылок. Это простой и крайне эффективный способ быстро нарастить базу подписчиков. Не забывайте, что во всех точках сбора контактов у вас должен быть ещё и чек-бокс с ссылкой на Политику в отношении персональных данных.

Обратите внимание, что согласие на получение рекламных рассылок не должно быть обязательным для оформления заявки или заключения договора. Не добавляйте его и пунктом в Правила пользования библиотекой.
Социальные сети
Синергетического эффекта можно добиться от использования email и SMM в связке. Как в письмах вы всегда можете размещать ссылки на ваши социальные сети, так и в ваших социальных сетях вы можете размещать посты с предложением подписаться на почтовые рассылки. В таких сообщениях вы можете как вести читателей на отдельные подписные лендинги, так и использовать встроенные инструменты площадки. Например, у социальной сети ВКонтакте есть лид-формы. Благодаря готовой интеграции с DashaMail, все собранные в них контакты будут в режиме реального времени пополнять базу подписчиков на сервисе.

Подписная форма
Основным же способом сбора базы является размещение специальной подписной формы на сайте. Это форма сбора данных именно для работы с ними в email-канале. Для повышения её конверсии полезно использовать какой-нибудь интересный лид-магнит. Подумайте, что может замотивировать посетителей сайта оставить вам свой электронный адрес? И не забудьте и тут тоже добавить чек-бокс с согласием на Политику в отношении персональных данных.

Создать форму подписки можно как в сервисе DashaMail, так и с помощью специального инструмента LeadPlan. В нём есть масса готовых шаблонов и широкие возможности по гибкой настройке таргетинга и сценариев появления pop-up виджетов. А готовый модуль интеграции с DashaMail позволит в режиме реального времени передавать всех новых подписчиков в базу для рассылок.
О чём библиотекам писать в рассылках?
Самый простой и быстрый способ составить контент-план email-рассылок для библиотек — это взять его из SMM. По сути, всё то, о чём вы пишите в социальных сетях, может быть переведено в формат писем и отправлено вашим email-подписчикам. Преимуществом рассылки электронных писем перед постами в группах будет то, что вы сможете видеть, кто прочитал ваше сообщение, по каким ссылкам перешёл и многое другое. Здесь вы самостоятельно управляете «показами» в почтовых ящиках подписчиков, можете гибче настраивать сегменты получателей и персонализировать рассылки. Кроме того, формат электронных писем значительно мощнее, чем пост. В них вы можете разместить несколько баннеров и картинок, дать несколько кнопок действия, использовать сторителлинг, эмоционально вовлекать и погружать читателя в нужную вам атмосферу. А просто и быстро создавать такие письма вам поможет блочный редактор сервиса DashaMail и готовые шаблоны.
Читайте в блоге: Как создать письмо в новом редакторе DashaMail?

В своих письмах библиотеки могут рассказывать о книгах из своего фонда и новых поступлениях. Зная предпочтения читателей, можно делать подборки по жанрам и рассказывать о наиболее популярных произведениях в разных категориях.

Поводом для рассылки могут послужить дни рождения писателей. Например, 17 февраля детская библиотека может рассказать об Агнии Барто, а 6 июня — о сказках Пушкина. Темой может стать и история о памятниках разным буквам. Кстати, у некоторых из них тоже есть свои даты в календаре. Например, у буквы «ё» — это 29 ноября, а памятник ей находится в Ульяновске.
Читайте в блоге: Подборки инфоповодов для email-рассылок на каждый месяц
В начале мы говорили, что одна из задач, которую библиотеки могут решать с помощью email-рассылок, — это продвижение мероприятий. Презентуйте в рассылках все события, которые происходят в библиотеке. Расскажите о том, когда они будут происходить, какие условия участия в них, чем они будут полезны посетителям и почему их ни в коем случае нельзя пропускать.

Мы уже говорили о том, что email и SMM могут взаимно повышать эффективность друг друга. Помимо наращивания количества подписчиков в обоих каналах, можно проводить ещё и кросс-платформенные акции, направленные на расширение аудитории. Например, организуйте розыгрыш в социальных сетях, согласно условиям которого подписчик должен поделиться информацией о вас с друзьями. Расскажите об акции и своим email-подписчикам.

Ещё один классный инструмент — это опросы. Благодаря ним, вы сможете лучше понимать, чего хотят ваши читатели. Собирайте обратную связь от посетителей и учитывайте её в своей работе. Сегментируйте аудиторию по степени лояльности и у самых преданных поклонников просите оставлять о вас положительные отзывы на внешних площадках. Так вы сможете привлечь еще и новых посетителей.

Создавать опросы, в том числе NPS, можно в сервисе DashaMail в удобном и понятном интерфейсе с детальной аналитикой их результатов.
Читайте в блоге: Напиши мне, напиши: как просить клиента оставить отзыв?
Если у вас много сотрудников, то почтовые рассылки помогут вам держать всех коллег в одном информационном поле. Рассказывайте в письмах им о корпоративных мероприятиях, программах повышения квалификации, обучении, полезных ресурсах, результатах общих собраний и, конечно, не забудьте поздравить с праздниками.

Тематики писем могут быть и другими. Всё зависит от того, какие задачи перед вами стоят и какие цели вы хотите достигнуть. Рассылки — это лишь инструмент. А реализовать всё, что вы задумаете, можно в простом и удобном сервисе email-рассылок DashaMail. Блочный редактор писем, готовые шаблоны, ИИ-помощники и чуткая техподдержка помогут вам в этом!
