Каждый день наши электронные ящики пополняются новостными дайджестами, предложениями и акциями. Но задумываемся ли мы, кому именно доверяем свои персональные данные, подписываясь на очередную рассылку?
Согласно Федеральному Закону 152 «О персональных данных» Российской Федерации, компании обязаны раскрывать, кому передаются данные пользователей, включая сервисы email-маркетинга. Эта информация обычно представлена в Политике конфиденциальности. Однако, далеко не все пользователи внимательно ее изучают. При этом, если ваши персональные данные передаются заграницу, то это тоже должно быть указано в Политике, и вы должны дать на это согласие. А компания (оператор персональных данных) должна уведомить об этом РосКомНадзор, о чем делается запись в реестре.
Зачем это нужно?
Отслеживание «маршрута» ваших данных — важный шаг к обеспечению их безопасности. Представьте: вы предоставили свой адрес электронной почты интернет-магазину, а вскоре вам начинают приходить рекламные письма от незнакомых компаний. Возможно, ваши данные были переданы третьим лицам без вашего ведома или хранятся на сервере за пределами России, где законы о защите персональных данных могут быть менее строгими.
1. Законы о защите персональных данных в разных странах могут значительно отличаться:
В некоторых странах требования к хранению и обработке данных могут быть менее строгими, чем в РФ, что увеличивает риск утечек и несанкционированного доступа. Даже если закон другой страны и кажется надежным, механизмы его применения и реальная судебная практика могут быть неэффективными.
2. Сложности с контролем и защитой прав:
Российским пользователям сложнее контролировать, как их данные используются и хранятся за рубежом. В случае нарушений защитить свои права в другой юрисдикции может быть проблематично и дорого.
3. Геополитическая обстановка:
В условиях напряженной геополитической ситуации возрастает риск блокировки доступа к данным, хранящимся на серверах в других странах. Не исключено использование данных в политических целях, в том числе для манипулирования общественным мнением или шантажа.
4. «Эффект домино»:
Передавая данные за границу, компания может нарушать требования российского законодательства, даже если сама зарубежная компания не собирается их нарушать. Например, запрос на предоставление данных от правоохранительных органов другой страны может быть удовлетворен без уведомления российского пользователя.
Рекомендации:
- Внимательно изучайте Политику конфиденциальности компаний, которым предоставляете свои данные.
- Обращайте внимание на то, где хранятся ваши данные и передаются ли они третьим лицам.
Выбор всегда остается за пользователем. Важно взвесить все «за» и «против», оценив риски и приняв информированное решение.
Как же «рассекретить» сервис email-маркетинга?
Существует несколько способов превратиться в email-детектива и выявить «тайного отправителя»:
1. В лабиринтах заголовков писем:
Служебные заголовки — настоящий «черный ящик» письма, хранящая массу технической информации.
Чтобы увидеть служебные заголовки, откройте любое письмо из вашей почтовой ленты и найдите опцию просмотра его исходного кода («Показать оригинал», «Показать служебные заголовки», «Показать исходный код» или аналогичную).
Просмотрите строки «Received» и «Return-Path» — именно здесь скрываются названия почтовых серверов, через которые прошло письмо.
Например, «mail.service.ru» явно указывает на использование сервиса «service.ru» для рассылки. Более того, обратите внимание на строку «X-Mailer», в которой может быть напрямую указано название используемого сервиса.
2. UTM-метки: говорящие «хвосты» ссылок:
UTM-метки, подобно крошечным маячкам, вшиваются в ссылки email-рассылок, позволяя маркетологам отслеживать их эффективность. Каждая метка — это набор параметров, содержащий информацию об источнике трафика, названии рассылки, ключевых словах и других данных. Например, ссылка вида https://example.com/?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=promo явно говорит об использовании UTM-меток. И здесь может быть упомянут сервис, через который отправляется рассылка.
3. Ссылка отписки: путь к разгадке?
В соответствии с законодательством, каждая email-рассылка должна содержать ссылку на отписку. Зачастую в адресе этой ссылки используется домен сервиса email-маркетинга, либо ссылка на сервис есть на самой странице отписки.
4. Поддомены для статистики: следы в сети
Многие сервисы email-маркетинга используют собственные поддомены для сбора статистики о переходах пользователей. Если ссылка в письме сначала перенаправляет на подобный поддомен (например, click.service.ru), а затем — на конечный сайт, это может быть косвенным признаком использования определенного сервиса.
5. Веб-версия письма: информация на поверхности
Некоторые рассылки предлагают просмотреть их веб-версию напрямую в браузере. Внимательно изучите адресную строку – возможно, она содержит название искомого сервиса.
6. IP-адрес не врет
Вернемся к заголовкам письма! В строках «Received» вы можете найти IP-адрес сервера, с которого оно было отправлено. Воспользуйтесь сервисами WHOIS (например, 2ip.ru/whois), чтобы узнать информацию о владельце IP-адреса — возможно, это и есть искомый сервис email-маркетинга.
7. Дизайн — дело тонкое
Некоторые сервисы email-маркетинга используют узнаваемый дизайн в готовых шаблонах писем. Если вы заметили сходство в оформлении рассылок от разных компаний, возможно, они пользуются услугами одного сервиса.
DashaMail: гарантия безопасности ваших данных
Российский сервис email-рассылок DashaMail делает ставку на прозрачность и безопасность. Управление адресными базами осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом «О персональных данных», а инфраструктура сервиса обеспечивает надежную защиту от несанкционированного доступа.
Помните: знание – сила, особенно когда речь идет о персональных данных. Будьте бдительны, изучайте Политику конфиденциальности компаний и используйте надежные сервисы email-маркетинга, которые гарантируют безопасность вашей информации.