Спам-ловушки в email-маркетинге

В рассылках должно быть прекрасно все: и контент актуальный, и тема, бьющая прямо в “боль” клиента, и аудитория, “незалежавшаяся” и давшая согласие на получение рассылки. Сбой в любой составляющей может привести к нулевому, а в случае с базой подписчиков даже к негативному, результату всей email-кампании.

Среди новичков email-маркетинга распространено мнение, что, располагая большим списком email-контактов, можно запросто поднять продажи. Но количество не всегда равно качество. Иными словами, для успеха предприятия гораздо важнее изначально организовать грамотную работу с базой и ее “гигиеничность” и затем постепенно наращивать количество подписчиков в соответствии со всеми правилами email-маркетинга без спама.

Плохая гигиена списка контактов приводит к печальным показателям email-рассылок: падают открытия писем и переходы из них, а отписки и жалобы на спам, наоборот, начинают расти. Но это одна сторона медали. Кроме явных показателей, еще одна проблема “негигиеничных” списков — спам-ловушки, попав впросак с которыми можно поплатиться репутацией отправителя. Согласитесь, обидно стараться, готовить классный контент и получить итог: рассылка не дошла до получателя или проигнорирована им, или вы как отправитель попали в черный список, подпортив тем самым себе репутацию.

Репутация отправителя складывается из репутации домена и репутации IP-адреса. Практически все ESP (платформы для email-рассылок) позволяют настроить собственный домен отправки, чтобы самостоятельно управлять его репутацией и не зависеть от “соседей” по домену. IP-адрес также может быть выделенным. Но, как правило, оплачивается отдельно. Его имеет смысл брать тогда, когда у вас высокий email-трафик. Команда сервиса DashaMail следит за репутацией всех IP-адресов и общих доменов отправки, а ручная модерация рассылок новых клиентов и встроенный в сервис валидатор баз позволяет значительно снизить вероятность блокировки рассылок СПАМ-фильтрами почтовых провайдеров. 

Расскажем подробно про спам-ловушки, как с ними жить и бороться, не навредив своим рассылкам и репутации.  

Что такое спам-ловушки?

Спам-ловушки (spam traps) — это email-адреса (а иногда и целые серверы), которые создаются для отслеживания спам-трафика и широко используются почтовыми провайдерами в борьбе с фродом и интернет-мошенниками. Отправка писем на такие адреса может стать сигналом для блокировки IP-адреса и домена. 

Но не все спам-ловушки одинаково опасны. Давайте разбираться. 

Существует несколько типов спам-ловушек. 

1. Чистые спам-ловушки (pure/pristine spam traps)

Наиболее опасны. На первый взгляд, это обычные email-адреса, размещенные на общедоступных ресурсах: форумах, сайтах знакомств, сервисе 2gis, в разделах контактов сайтов. На самом деле, все обстоит иначе: чистые спам-ловушки специально созданы почтовыми службами и антиспам-системами для выявления подозрительного трафика и недобросовестных отправителей. Они не принадлежат реальным пользователям, а, следовательно, не могут быть подписаны на рассылки. Добавление такого адреса в базу подписчиков равносильно попаданию в черный список спамеров. 

Поэтому подумайте дважды, прежде чем использовать разнообразные программы для сбора адресов (экстракторы и харвестеры), соблазняться на покупку готовых баз или обмениваться списками контактов с партнерами. Используйте только легальные способы сбора контактов, соблюдая правила GDPR для Европы и ФЗ-152 “О персональных данных” в РФ.

2. Преобразованные спам-ловушки (recycled spam traps) 

Эти электронные адреса когда-то были зарегистрированы реальными людьми, использовались по назначению и, возможно, были подписаны на новостные рассылки. Однако со временем их перестали использовать. А если продолжать отправлять письма таким заброшенным адресатам, то почтовые системы могут распознать вас как потенциального спамера.

У каждого почтового провайдера установлен свой срок неактивности аккаунта. Например, Яндекс уже через 3 месяца блокирует получение массовых рассылок, а через полгода отключает адрес. Mail.ru отключает через год. А Gmail.com — через 270 дней. При достижении этого срока неиспользуемый email-адрес замораживается, а затем преобразуется системой в спам-ловушку для отсева нерадивых отправителей. 

Лайфхак: если при отправке письма приходит ошибка “SMTP 550 — Unknown User” — это верный признак, что адрес заброшен и его пора удалить из почтовой базы.

Рассылка писем на преобразованные спам-ловушки не так губительна, но все же негативно влияет на репутацию отправителя. Система умеет фиксировать “негигиеничность” используемой базы адресов, если в течение длительного времени рассылка отправляется по несуществующим пользователям. И это повод классифицировать отправителя как потенциально недобросовестного. В дальнейшем ситуация может усугубиться.

Кстати, спам-ловушки могут повлиять не только на доставляемость массовых рассылок, но и обычной корпоративной электронной переписки — почтовые системы могут маркировать письма с вашего IP-адреса как спам или даже блокировать IP-адрес и домен. И тогда потребуется немало усилий, чтобы доказать почтовым службам, что вы не спамер, и восстановить подмоченную репутацию. 

Самое неприятное — попасть на спам-ловушку антиспам-системы, например, SpamHaus или  SpamCop. В таком случае пострадает доставка писем на все почтовые сервисы. Почтовые службы проверяют все домены и IP-адреса, с которых приходят сообщения, на наличие в черных списках указанных антиспам-систем и оценивают репутацию отправителя. Если вы оказываетесь в этих списках, то впереди долгие разбирательства и борьба за восстановление репутации и возможность отправлять письма с собственного домена.

Как спам-ловушки попадают в список рассылки?

Часто спам-ловушки в базе адресов обнаруживаются слишком поздно, когда домен и IP-адрес уже в черном списке. Процесс восстановления имени и репутации может занять от недели до полугода переписок с почтовыми провайдерами, а может даже и больше. Зачем терять время, когда лучше предотвратить напасть? Проинформирован — значит вооружен. Держите в голове основные причины попадания спам-ловушек в списки рассылки. 

4 причины попадания спам-ловушек в список адресов:

  1. Самая очевидная — купленная база контактов, когда нет никакой информации про адреса, но их много. Количество не равно качеству, увы.
  2. Бережно собираемая, но уже “устаревшая” база. Вы кропотливо собираете контакты, но рассылки либо не запускали вообще, либо приостановили некоторое время назад. Меж тем, контакты продолжают копиться и устаревать, порождая спам-ловушки. 
  3. Отсутствие “гигиенических” процедур по адресной базе. Плохо следите за гигиеной базы: не обрабатываете отчеты сервисов рассылки, в списках много неактивных адресов. 
  4. Отсутствие механизма двойного подтверждения подписки. Не используете систему двойного подтверждения подписки (Double Opt-in), при которой адрес добавляется в базу только после того, как подписчик подтвердит согласие, кликнув на ссылку в письме-подтверждении.

Чек-лист: как избежать спам-ловушек в дальнейшем

  1. Поддерживайте гигиену списка контактов, регулярно проверяйте актуальность адресов. Если база небольшая, то можно вручную проверить дубляжи, правописание адресов. Для списков, содержащих более 100 контактов, рекомендуем  использовать специальную программу для валидации. Например, в сервисе DashaMail есть встроенный email-валидатор. Функция платная, но репутация дороже!  
  2. Чтобы клиенты вас не забыли и не включили в спам-лист, проводите рассылки по всей базе не реже раза в месяц. Постоянно прогревайте контакты. 
  3. Обрабатывайте статистику доставки писем, реанимируйте или убирайте из списка неактивные адреса, которые могут стать спам-ловушками. Совет — собирайте неактивные email-адреса в отдельный список, добавьте сюда также домены временных ящиков, адреса жалобщиков, список мёртвых доменов. В случае перехода на другой сервис рассылок вы сэкономите себе время, используя уже имеющийся стоп-лист.
  4. Не покупайте и не используйте чужие непроверенные базы контактов. Вы не знаете, как их собирали, сколько этим данным лет, вероятнее всего, в них живут спам-ловушки. 
  5. Отправляйте письма адресатам, прошедшим double opt-in верификацию и подтвердившим согласие на получение писем. 
  6. Старайтесь избегать адреса вида postmaster@, webmaster@, support@, sales@, help@, no-replay@. Такой адресат может оказаться ботом, поэтому проверяйте историю контакта. 
  7. Используйте защиту от роботов при регистрации заявок. Например, дополнительные вопросы или пазлы.
  8. Отслеживайте статистику ошибок доставки (мягкие и жесткие возвраты). Подписчики, которым вы неинтересны, вряд ли принесут прибыль. А проблемы — запросто. Неактивные контакты старше полугода могут быть спам-ловушками, их лучше удалить из списка. 

Вместо послесловия

Предупредить проблему проще, чем ее устранять. Распознать спам-ловушки очень сложно, а времени и сил на устранение последствий и восстановление репутации потребуется много. 

Поэтому грамотный подход к email-рассылкам, отказ от нелегальных способов сбора контактов, добавление двойного подтверждения подписки (double opt-in) и трепетное отношение к гигиене базы обеспечат регулярную качественную коммуникацию с подписчиками. Конечно, не забываем про качественный контент, подогревающий интерес подписчиков. Только так и никак иначе будет работать email-маркетинг.  

email-маркетинг email-рассылка spam trap гигиена списка двойное подтверждение домен отправителя спам-ловушки
Поделитесь статьёй со своими друзьями:
Даша Савицкая
2019-07-18
Поставьте оценку
Загрузка...
Подпишись на рассылку новостей
Только полезная и актуальная информация без спама